ИНТЕРВЬЮ

Феномен казахского кино, 90-е и гипноз: интервью с режиссером «Скоро кончится лето» Яной Скопиной

Ольга Чередниченко

Редактор

На START вышел авторский фильм «Скоро кончится лето» о старшекласснике Бахе, который обожает Виктора Цоя, учится гипнозу и пытается завоевать сердце соседки Берты. Он еще не знает, что Советский Союз вот-вот развалится, а его кумир погибнет. Мы поговорили с режиссером Яной Скопиной о съемках ее дебютной картины, об эпохе 90-х и о феномене популярности казахского кино.

Почему вы показываете в фильме гипноз?

Гипноз стал одной из характеристик эпохи конца 80-х и начала 90-х. Мы об этом не так много помним. Советский Союз и его распад чаще ассоциируется с другими вещами. Но именно тогда в моду вошел здоровый образ жизни. Стало появляться много растений в домах — как сейчас. У нас были хорошие коммуникации с Индией, и советские люди занимались йогой. Это был тренд, в котором жили многие люди. Мой отец ходил по стеклам, тетя — по гвоздям.

Еще по моим ощущениям, колпак системы был похож на гипноз. Он окутывал весь Советский Союз. Я не знаю, хорошо это или плохо. Не осуждаю. Речь, скорее, про то, каким весом обладало слово власти.

Наконец, в фильме мне хотелось поговорить об уникальном явлении доверчивости народа к телевизору, по которому обещали здоровье от заряженной воды. Каждая семья ставила заряжаться воду и крем перед экраном.

В титрах написано, что художественный руководитель Федор Бондарчук. Что именно он делал?

Чтобы получить финансирование в Министерстве культуры, режиссеру-дебютанту нужен художественный руководитель. У меня в жизни было два серьезных кинематографических лидера, они для меня как отец и дядя. Отец — это Сергей Александрович Соловьев. Но на тот момент он болел, поэтому я попросила Федора Сергеевича Бондарчука. Он стал первым, кто увидел предфинальный монтаж картины. Я приехала к нему в Art Pictures, чтобы посмотреть свое кино вместе с ним на большом экране. У Бондарчука очень-очень плотный график. На просмотре он какой-то момент взял телефон и начал что-то писать. Я так расстроилась: думала, неужели ему настолько неинтересно. Но когда включился свет, оказалось, что у него телефон стоял на авиарежиме, а писал он в заметки комментарии для меня по фильму. Первое, что он сказал: «Откуда ты все это знаешь? Ты же такая молодая. То, как жил я тогда в Москве, — это ровно то же самое». Но я призналась ему, что не такая уж и молодая.

В одном из интервью вы сказали, что для вас особенно важен «волшебный воздух» в кино. Из каких ингредиентов состоит ваш воздух?

Воздух пришел ко мне от Сергея Александровича Соловьева. Это то, чему нельзя методологически научить, о чем не написано учебников. Нужно быть насмотренным, наслушанным, просто чувствовать. Воздух конкретно этого фильма мироточаще-медовый. Не в религиозном плане, а в смысле, что из него будто струится живой сок. Он не сухой и не отстраненный. Воздух «Скоро кончится лето» солнечный, припыленный, дребезжащий от любви.

В другом интервью вы сказали, что у нас нет индустрии киноискусства. Поясните.

Индустрия и искусство — это вещи полярные. У нас пока нет индустрии, которая занимается распространением и продвижением авторского кино. С одной стороны, это правильно по бизнесу. Развлекательный контент, не имеющий отношения к искусству, продать проще. С другой, Фрэнсис Форд Коппола говорил: «Я снимаю свои фильмы с большими сборами для того, чтобы Питер Богданович мог снимать свои». Хорошо бы, у каждой большой студии было что-то для души — какой-то специальной слот авторского кино, который она бы отдельно продвигала. Без искусства нация обеднеет. Культура определяет общество.

Пожалуйста — ваш фильм сейчас выходит на START.

Я очень благодарна за это онлайн-кинотеатру. Я вообще вижу на START много дебютов и коротких метров. Это радостная вещь.

Расскажите о локациях.

Мы снимали в Караганде и Темиртау в Казахстане. Кстати, существуют люди, которые не знают, что есть такой город Караганда. Все слышали поговорку «Где-где? В Караганде!», но для некоторых это лишь фигура речи, а не реальное место.

Сценарий основан на реальных событиях, и снимать мы хотели в Алма-Ате, где в действительности все и происходило. Но город весь перестроен, отреставрирован и не похожа на начало 90-х со своими пластиковыми окнами и шлагбаумами во дворах. Еще Алма-Ата перенасыщена кинематографистами, там очень сложно организовать съемки. Мы стали искать другой населенный пункт, но, к нашему удивлению, не обнаружили ни одного без пластиковых окон. Лучший двор нашелся в Темиртау чуть ли не в первый день поисков, но продолжали их еще полмесяца, чтобы убедиться. Наши художники физически оклеивали все окна специальными штуками, которые имитировали дерево. Сложность заключалась в том, что нужно было получить согласие у всех жильцов. Одному парню очень не нравилось, что мы снимаем в его дворе, и он все время сдирал наши накладки.

Костюмы и антураж 90-х — супер! Как искали костюмы и реквизит?

В Казахстане с костюмами и реквизитом все очень сложно. Тем более, мы с самого начала договорились не брать новодел. Прямо перед нами большую часть нарядов нужной эпохи с «Казахфильма» забрали другие киношники, и нам пришлось довольствоваться остатками. Также мы искали на блошиных рынках. В те годы вещи были уникальными — не было масс-маркета, их все перешивали вручную. Многое взяли у художника Петлюры. У него замечательная аутентичная коллекция. Косуха с бахромой, которую носил чуть ли не сам БГ, у нас надевает персонаж Берта. Еще наша гениальная художница по костюмам Гоар Игитян в 2020 году сшила юбку из галстуков для Тани — героини, которая любит всех. Будто это галстуки ее мужчин. А в прошлом году в юбке из галстуков вышли модели на показе Мейсона Марджелы.

Баха такой отважный и ранимый с этим своим гипсом. Если пофантазировать о том, что он вырос и дожил до наших дней, то что это за человек сегодня?

У Бахи есть прототип. Это реальный человек, живет в Казахстане. Всегда хотел заниматься творчеством, но стал государственным служащим. Кстати, после того лета у него возник роман с Айкой. Но персонаж кино все равно получился особым, не идентичным своему прототипу. И я предполагаю, что такой герой со своей упертостью и ранимостью мог бы и не дожить до наших дней. Знаете, есть фатальные цифры ранних смертей: поэты погибают в 37 лет, музыканты — в 28. Наверное, существуют какие-то периоды, когда психика развивается и разворачивается. Кто-то может это пережить, а кто-то нет. Баха со свойственной ему двойственностью натуры мог бы дойти только до 37.

Оправдались ли ваши ожидания от дебюта? Все ли сработало? Как ощущения?

Когда ты делаешь картину долго, у тебя уже нет от нее никакого ощущения. Но когда картина вышла на большой экран, я осознала, что мои внутренние потребности закрыты. Как автор я сказала ровно то, что я хотела сказать на том этапе жизни. Следующая картина будет совершенно другой. Я уже не смогу говорить таким языком — мягким, добрым, наивным.

Какие казахские фильмы вы посоветуете посмотреть тем, кто совсем не знаком с кино этой страны? С чего начать?

Из старого стоит посмотреть «Иглу» с Виктором Цоем. Из нового — очень классного режиссера Адильхана Ержанова, который звучит сейчас во всем мире. Почти все его картины с трагическим финалом, а для меня это очень сложная штука, не всегда переносимая. Но, например, «Желтая кошка» — мирный и синефильский фильм. Еще стоит посмотреть «Тюльпан» Сергея Дворцевого — там казахская культура и степь. Это веселый фильм, который снимали много лет.

Чем отличается казахское кино от российского? Что с ним будет дальше?

В казахских кинотеатрах сейчас очень популярны национальные комедии. Нам они не очень близки, потому что там специфический юмор — свои словечки, ситуации, понятные только своим. Недавно вышел фильм «Пацанская история», который собирает казахов. В России я не вижу кино, которое собрало бы вокруг себя русских. Я имею ввиду простых людей, которые вышли из дома в кинотеатр на фильм про таких же, как они. Возможно, мы еще не совсем понимаем, а какие же мы. У казахов больше понимания. Они активно стремятся к идентификации. Борются за право говорить на родном языке, едят свои продукты, слушают родную музыку. Казахстан — уникальная страна, потому что там на малой площади есть любой вид локаций: почти Гранд-каньон, марсианские пейзажи, море, реки, горы, озера, пустыни, степи. Кинематограф в Казахстане сейчас переживает второе рождение. Им чуть-чуть осталось поднажать с организацией финансирования, и тогда случится бум.

В чем феномен Казахстана? Почему оттуда столько творческой энергии? Как так случилось, что казахская культура вышла далеко вперед?

Во-первых, самоидентификация. Казахи накопили очень много энергии. Они смотрели на Запад, на Америку, на нас, а потом развернулись к себе. У меня есть знакомая в Казахстане. Она раньше привозила редкие картины со всего мира на один фестиваль, которого, к сожалению, больше нет. Но недавно сказала, что сейчас ей интереснее не возить, а развивать свое. Казахи вдруг поняли, что у них в руках огромное количество такого, чего нет нигде. Они стали это использовать.

Во-вторых, подрастают люди с новым умом, они мыслят совершенно по-другому — и у нас, и в Казахстане. Я преподаю во ВГИКе, и сама учусь у своих студентов. У молодых людей больше нет кумиров, они воспринимают всех в мире, как равных. Нет страха быть задавленными авторитетами. Они просто делают. Родители воспитывали их уже по-другому — не в страхе и не в подчинении. Поэтому ребята говорят новым языком. Ко всему прочему, сейчас доступно онлайн-образование — научиться можно чему угодно. Многие молодые режиссеры не учились в кино-ВУЗах. Они сначала снимали клипы по-пацански, потом рекламу, а теперь стали делать фильмы.

Почему мы все чаще возвращаемся к 90-м? Что нам дает эта эпоха? Почему мы не можем ее отпустить? Пытаемся ли мы найти в ней отражение? Что мы пытаемся в ней найти?

Сейчас выросло поколение, чье детство пришлось как раз на 90-е. У каждого великого режиссера есть в фильмографии кино о начальном периоде жизни, потому что оттуда идет самоопределение. Это наиболее знакомый материал, к которому хочется возвращаться. В 90-х было жутко интересно и не всегда понятно.

Вместе с вами над фильмом работала Анна Друбич (дочь Татьяны Друбич и Сергея Соловьева). Она композитор во многих крутых картинах. Насколько музыка играет большое значение в кино? А в нашей культуре? Способна ли она привести к серьезным социальным переменам?

Я видела Анин путь развития как композитора и с самого начала понимала, что она делает невероятный контрапункт. Она всегда читает сценарий, думает, как он звучит. Обычно режиссеры посылают композиторам референсы — сделай мне так, да не так. Но у нас с Аней этого не было. Мне хотелось услышать то, что почувствовала она, без моих советов. То, что она сделала, мне очень понравилось. Это микс ретро и нового звука.

Когда появилась «Догма 95» Ларса фон Триера, возникло направление, которое отрицает музыку в кино. Мол, она упрощает работу режиссера. Ты просто включаешь грустную музыку, и она делает свое дело — не нужно выдумывать никаких ходов. Но на мой взгляд, режиссура включает в себя и работу со звуком тоже. Полноценная атмосфера фильма создается не только из визуального ряда. Мне никогда не хочется делать иллюстративную музыку напрямую: если грустная сцена, давайте включим грустную музыку. Я люблю работать на полутонах. Иначе это превращается в поддавки зрителю, чтобы просто вызвать эмоции.

В том же Казахстане сейчас возрождается музыкальная культура, и я вижу, что они от этого становятся сильнее. Так что да, это может привести к серьезным социальным переменам. Музыка — вибрация. Мы ее не видим, не осознаем, но наши барабанные перепонки шевелятся, и мы испытываем эмоции. Звук — это основное, что может влиять на человека и человечество. Когда ты слушаешь музыку, важно анализировать, почему ты это делаешь, какие именно треки выбираешь, что они говорят о твоем внутреннем состоянии. Еще один способ понимать себя.

Почему сейчас так актуальны фильмы про подростков? Не оттого ли, что все самое живое, что сейчас есть, сконцентрировано в молодости? Что это запрос на жизнь? Запрос на живость? Запрос на искренность? Почему так мало фильмов про стариков?

Во-первых, подростковый опыт я уже пережила — и это дает мне право о нем говорить, а стариковский еще нет. Во-вторых, я работаю со студентами, и это правда бурная жизнь, из которой можно черпать силы и вдохновение. Конечно, с такой энергией хочется работать. Когда непрофессиональные актеры живут в кадре, очень интересно наблюдать за шевелением человеческой души. Если человек молод, он еще не знает, чем все обернется. А мы-то уже знаем: влюбишься — разлюбишь. Знаем, что все закончится… как у всех, как обычно. В-третьих, аудитория кинотеатров — это в основном, молодые ребята. Им про стариков смотреть не так интересно.

Что вы хотите делать дальше? Какой план?

Горизонт планирования у нас сейчас какой? Неделя? На самом деле, у меня есть две задумки. Хочу развернуться к реальности, к тому, что происходит здесь и сейчас. Одна идея — это игровой фильм про современную музыку, про девушку-музыканта. Есть прототип, я наблюдаю за ней, она меня очень вдохновляет. Вторая картина — о преодолении, стихии, море, о кораблях. Я никогда не занималась парусным спортом, но мне хочется рассказать какую-то историю внутри этой формы.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно