ЛОНГРИД

Советские эпики, феномен «Ночного дозора» и главный «Вызов»: краткая история отечественного блокбастера

Мари Григорян

Киножурналист, сериальный обозреватель в «Канобу», автор канала «у Мари нет вкуса»

Космическая драма «Вызов» добралась до кинотеатров и готова удивлять зрителей. Еще совсем недавно скептицизм аудитории по поводу высокобюджетных отечественных фильмов мог отпугнуть режиссеров и продюсеров — путь у блокбастеров в России был тернистый. Чтобы вспомнить, как страна пришла к «Вызову», мы прошлись по самым важным этапам развития крупных российских кинопроектов.

Что такое блокбастер?

Изначально термин «блокбастер» не имел никакого отношения к кино: во время Второй мировой так называли мощную бомбу, способную уничтожить квартал города. Слово укоренилось в умах людей как что-то шокирующее и масштабное. Уже в 1949 году его впервые использовали, чтобы описать фильм. Картина «Самсон и Далила» по мотивам библейской истории произвела эффект, близкий к разрыву снаряда. Дорогостоящее по тем временам, эпичное и яркое зрелище стало самым кассовым в 1950-м, собрав в прокате больше 25 млн при бюджете в 3 млн долларов. Спецэффекты и качество продакшена поразили зрителей: на съемки одной только сцены в храме Дагона ушел год. Это наводит на мысль о том, что под блокбастером понимается нечто грандиозное, дорогое и в высшей степени впечатляющее.

По данным журнала Time, в последующее десятилетие блокбастерами называли фильмы «Камо грядеши?» (1951) и «Мост через реку Квай» (1957), а также другие проекты, которые собрали значительную кассу — больше 20 млн долларов.

Но настоящая эра «бомбических» фильмов наступила в 70-е, когда с выходом первых работ Стивена Спилберга зрители начали привыкать к так называемым легким летним картинам. Теплый сезон традиционно был мертвым для кинотеатров: люди предпочитали проводить время на улице. «Челюсти» и первая часть франшизы «Звездных войн» заманили зрителей в залы, изменив традицию.

Голое пояснение термина «блокбастер» гласит, что это фильм со значительным кассовым успехом и высокой популярностью среди критиков и зрителей. Другие факторы, которые определяют такие ленты, — участие крупной студии, высокий бюджет, звездный актерский состав и широкий прокат.

Но кино не стоит на месте, а понятия трансформируются. Со временем определение размылось — даже самый дорогой продакшен может привести к полному кассовому провалу. Редкие студии готовы тягаться с Disney и Warner Bros. по спецэффектам или объемам рекламных кампаний. При этом до пандемии выходило много фильмов, рассчитанных на массовую аудиторию и собравших в прокате неплохие деньги. Поэтому сейчас определить блокбастер не так-то просто: термин применим почти к любому коммерчески успешному кино.

Первый российский блокбастер — это…

Сочетание «отечественный блокбастер» обычно ассоциируется с боевиками, эпичным зрелищем в духе проектов Тимура Бекмамбетова или Федора Бондарчука. Но о них мы будем говорить позже, ведь первые фильмы подобного формата появились еще в СССР. Они подпадают под определение блокбастера по всем параметрам — от дорогого производства до успеха у зрителей.

Создание серии фильмов Сергея Бондарчука «Война и мир» (1967) потребовало грандиозных усилий. Задействовали новейшую на тот момент технику, большую массовку, достоверные предметы и костюмы XIX века, одолженные у музеев, и отдельный кавалерийский полк, сформированный специально для съемок. Спустя шесть лет производства картина вышла в прокат частями и имела колоссальный успех. Лента попала на многочисленные зарубежные кинофестивали, а третья часть «Войны и мира» получила «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Другим советским блокбастером тоже была история из нескольких частей, названная киноэпопеей. Серия фильмов «Освобождение» (1969−1971) рассказывает о победе в Великой Отечественной войне, начиная с Курской битвы 1943 года и заканчивая штурмом Рейхстага. Киностудии из СССР, Югославии, Италии, Польши и ГДР трудились над фильмом в течение четырех лет. Нескольких персонажей, включая исторических личностей, сыграли зарубежные актеры. Данных о сборах всех пяти фильмов нет, но к 1975 году их посмотрели 400 миллионов человек. Четыре года спустя вышел «Экипаж» Александра Митты — фильм-катастрофа, собравший у экранов больше 70 миллионов зрителей.

«Дозоры»: до и после

Общая культурная и политическая ситуация в стране всегда находит отражение в кинематографе. В отечественной индустрии 80–90-х происходило много интересного, но крупные фильмы, собирающие полные залы, привозили в основном с Запада. Тенденция изменилась в нулевые, когда редакция журнала «Искусство кино» организовала круглый стол с режиссерами, продюсерами и кинокритиками по поводу зарождения российских блокбастеров.

Продюсер, а ныне гендиректор студии «ТриТэ» Леонид Верещагин тогда особо отметил фильм «Сибирский цирюльник», который обошелся в 50 млн долларов, был снят при участии еще трех стран и заработал миллионы в зарубежном прокате. Эксперт отнес к блокбастерам кассового «Антикиллера» и дорогую, но чуть менее успешную военную драму «Звезда». Но поводом собрать круглый стол стал «Ночной дозор».

Боевик Тимура Бекмамбетова сочетал в себе почти все параметры успеха голливудских блокбастеров: приличный бюджет в 5 млн долларов, добросовестную постановку, современные спецэффекты, популярную тему городской мистики, модное звуковое сопровождение и броский стиль. «Ночной дозор» рекламировал себя сам — достаточно было однажды услышать песню группы Uma2rman. Бекмамбетов и съемочная команда вдохновлялись иностранным кино, но выбрали для экранизации подходящую книгу, рассказывающую о событиях в Москве. А заодно добавили в сценарий простого и понятного отечественному зрителю юмора. Фильм произвел такой фурор, причем не только на российском рынке, что аудитория  простила даже настойчивую рекламу внутри картины.

Отдача от «Ночного дозора» и вышедшего следом сиквела была небывалой. Первая картина заработала в российском прокате 16 млн долларов, вторая — уже 31 млн долларов. Тимур Бекмамбетов заслужил отличную репутацию не только в России, но и за границей: фильмы об отечественных упырях и ведьмах собрали в мировом прокате 24,8 млн долларов. Спустя два года после выхода «Дневного дозора» Бекмамбетов выпустил продолжение «Иронии судьбы» — фильм со своими сборами (55 млн долларов) тоже вписывается в рамки блокбастера.

Вера в большое массовое кино постепенно вернулась к режиссерам, но это не означало, что дальше всё пойдет гладко. Следующие попытки выдать отечественный блокбастер оборачивались чаще провалом, чем успехом. За дело взялся Федор Бондарчук, и его первый полнометражный боевик «9 рота» триумфально собрал 25 млн долларов — в пять раз больше бюджета. А вот экранизация романа Стругацких «Обитаемый остров» (2008) оказалась дорогой и катастрофически убыточной. Фильм Сергея Бодрова — старшего «Монгол» (2007) должен был повторить международный успех, но не собрал значительную кассу ни в России, ни за рубежом. Всё же стоит помнить: без «Ночного дозора» не было бы многих громких проектов — от «Хардкора» Ильи Найшуллера до «Последнего богатыря».

Спортивные блокбастеры и первые миллиарды

Очередной прорыв для российских блокбастеров случился в 2010-е годы, причем сразу в нескольких направлениях. Зрители традиционно любили кино, связанное с памятью о подвиге в Великой Отечественной войне — в таких лентах всегда сочетались драматические (в том числе любовные) сюжеты, экшен и ностальгия. Однако большого коммерческого успеха они не приносили. Никита Михалков попытался повторить успех первых «Утомленных солнцем» — крупнобюджетные сиквелы не приглянулись аудитории и не принесли существенной прибыли. Даже любимые хиты вроде «Мы из будущего» и «Брестской крепости» не удивили кассовыми сборами. Последняя картина окупилась в несколько раз, но для блокбастера 4 млн долларов все-таки слишком мало.

Ситуацию удалось переломить Федору Бондарчуку, который снова принялся за масштабную историю с большим бюджетом,  визуальными эффектами и сравнительно известными актерами. «Сталинград» (2013) был первым российским фильмом в формате IMAX, проект получил информационную поддержку от государства и обошелся создателям в 30 млн долларов. Картина собрала в прокате 51 млн долларов — это весьма солидный результат. А через несколько лет вышел самый успешный блокбастер в этой тематике — основанный на реальной истории танкиста «Т-34». Фильм с большим количеством экшена заработал больше 36 млн долларов и принес бешеную популярность Александру Петрову, сыгравшему главную роль.

Отдельной и, по сути, самой успешной категорией стали спортивные фильмы, тоже частично пересказывающие успехи времен СССР. «Легенда № 17» (кассовые сборы — 29,5 млн долларов) принесла новую волну популярности Даниле Козловскому, но прежде всего напомнила о великих советских хоккеистах и их достижениях. «Движение вверх» подсветило удивительный момент из истории баскетбола, пусть и приукрасив его личными драмами, которые не происходили в реальности. Это понравилось аудитории настолько, что фильм заработал 3 млрд рублей и долгое время сохранял лидерство по кассовым сборам в России. Еще были новый «Бой с тенью» 2011 года, «Тренер» и самобытная спортивная франшиза «Лед». Последний не имел ничего общего с реальными событиями, зато сочетание музыки, красивого фигурного катания и любовной драмы принесло создателям аж 26 млн долларов.

Как уже говорилось выше, блокбастеры — это не только масштабные драмы: значительной части аудитории, напротив, хочется легкого контента. Именно из желания видеть близкие русскому зрителю истории родились самые кассовые отечественные комедии. «Елки» стали ежегодной новогодней традицией, которая до недавнего времени приносила отличные деньги. Больше 10 млн долларов заработали «Горько!», «Любовь в большом городе», «О чем еще говорят мужчины». Но и это далеко не рекордсмены проката.

Успех жанрового кино и самые большие уши проката

Расцвет кассовых комедий, рассчитанных на широкую аудиторию, стал хорошим знаком для российского проката. Цифры сборов не всегда были рекордными, но зато достаточно стабильными. «Самый лучший день», «Родные», «Я худею», «Пара из будущего» — все проекты снимались с участием комедийных звезд, собрали больше 5 млн долларов и полностью окупились. Хорошо были приняты и кинопродолжения популярных сериалов вроде «Кухни» и «Полицейского с Рублевки». Вывод из этого самый простой — публика хотела легких семейных фильмов, которые бы не уступали по масштабу голливудским блокбастерам.

Франшиза «Последний богатырь» удачно заняла сразу несколько свободных ниш: маленькие зрители знакомились со славянским сказочным эпосом, современный юмор веселил их родителей, обаятельный актерский состав понравился и тем и другим. Производство фильмов при участии Walt Disney Pictures было монументальным: не менее 20 млн долларов бюджета, современные спецэффекты, включая сразу нескольких персонажей, созданных полностью с помощью трехмерной компьютерной графики. «Последний богатырь» собрал в прокате 29 млн долларов, а триквел — уже 30. Это при том, что фэнтези тяжело приживался в России, за исключением культового «Властелина колец». Предыдущие попытки охватить жанр, взять того же «Волкодава из рода Серых Псов», заканчивались провалом.

Между тем высокобюджетные блокбастеры по-прежнему оставались рискованным вложением, даже если авторы выбирали сравнительно безопасный исторический жанр. Невероятно дорогие и длительные съемки «Викинга» с Данилой Козловским не окупились в прокате, то же самое, по оценкам журналистов, случилось с эпиком о декабристах «Союз спасения». Но в 2017 году Федор Бондарчук наконец взял реванш: его научно-фантастический блокбастер «Притяжение» собрал больше миллиарда рублей и окупился в три раза. Сиквел показал немногим более скромный результат. Это послужило своеобразным доказательством, что жанр блокбастера российской аудитории не так важен — важнее качество, ориентация на зрителя и объемы рекламы. И, возможно, Александр Петров в одной из главных ролей.

Проклятие низких сборов исторического фэнтези тоже удалось снять. Хотя этого всё еще не хватало, чтобы стать прибыльным проектом, фильм «Сердце Пармы» Антона Мегердичева заработал в прокате больше 11 млн долларов — режиссер недавно рассказывал об этой работе в нашем интервью. Зарубежное кино в Россию уже почти не привозили, но ленте пришлось соревноваться с пиратскими показами голливудских блокбастеров.

Если говорить о сверхдостижениях, то перевалить за миллиарды смогли именно комедии — большие, семейные, рассчитанные на любовь аудитории к известным актерам. «Холоп» о перевоспитании героя Милоша Биковича побил абсолютный рекорд по кассовым сборам в России, заработав 3 млрд рублей. Но чемпионом, конечно, стал «Чебурашка»: картина об ушастом зверьке превзошла цифры «Холопа» и собрала 91 млн долларов, или более 7 млрд рублей.

Все завоевания отечественного производства блокбастеров в итоге привели к созданию рискового и сложного в производстве «Вызова» Клима Шипенко. Проектом онлайн-кинотеатр START занимался в сотрудничестве с Первым каналом, «Роскосмосом», «Главкосмосом» и Yellow, Black and White. Съемки на Земле и в космосе — дорогая авантюра. Продюсер Константин Эрнст уточнил, что бюджет фильма не дошел до миллиарда рублей. С 20 апреля, когда картина выйдет в прокат, последнее слово будет уже за зрителями. Кстати, с того же дня в нашем онлайн-кинотеатре можно смотреть документальный сериал о съемках космического блокбастера.