ЛОНГРИД

Поскользнуться на банановой кожуре, выслушать вампирскую исповедь и подружиться с мухой-гигантом: какие бывают комедии

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Комедия — ваш любимый жанр? Наш — однозначно да. Нет ничего приятнее, чем после тяжелого рабочего дня развалиться на диване, включить смешной фильм и хохотать над происходящем на экране. К тому же сегодня у жанра столько подвидов, что ничего не выбрать просто невозможно. START решил разобраться, какие бывают комедии, и найти ту самую, которая скрасит ваш вечер.

Слэпстик (буффонада, фарсовая комедия, «комедия пощечин»)

Наверняка вы слышали имена Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мака Сеннета, Гарольда Ллойда и, конечно, родоначальников кино — братьев Луи и Огюста Люмьеров. Именно с их фильмов началась история жанра. Первой разновидностью комедии стал слэпстик (она же фарсовая комедия), а ранним его представителем — «Политый поливальщик» Люмьеров длительностью 40 секунд. Сюжет разворачивается вокруг садовника, поливающего растения, и юноши, желающего подпортить ему работу. Мальчик наступает на шланг, после чего резко убирает ногу, и струя бьет садовнику прямо в голову.

Из описания фильма нетрудно догадаться, что слэпстик выстраивается вокруг «физического» юмора, не зря его прозвали «комедией пощечин». Персонажи поскальзываются на банановой кожуре, дают друг другу пинки под зад, получают тортом в лицо, устраивают нелепые погони и попадают в абсолютно нереалистичные ситуации. Сама же актерская игра строится на активной жестикуляции, пластичности тела и невербальном выражении эмоций. Такой подход к поджанру был обусловлен, во-первых, отсутствием звука в кино, а во-вторых, ориентацией первых фильмов на циркачество, трюковость и аттракционность действий.

Впрочем, элементы слэпстика не канули в небытие, а со временем перешли в мультфильмы. Взять хотя бы знаменитую анимацию «Том и Джерри», в которой юмор строится на погонях кота за мышом и карикатурных физических увечьях, или шоу «Луни Тюнз».

В современных фильмах наследниками фарсовых комедий считаются Джим Керри и Роуэн Аткинсон.

Ситуационная комедия (ситком)

Ситкомы зародились в XX веке на радио, а затем перекочевали на телевидение. Дебютной ситуационной комедией стало британское шоу «Прогресс Пинрайта», выходившее в 1946–1947 годах. Ни одна серия проекта не сохранилась, но из открытых источников известно, что сюжет строился вокруг соперничества владельца небольшого магазинчика с хозяином соседнего бутика.

В 1951 году в США начал выходить легендарный ситком «Я люблю Люси», который выиграл пять премий «Эмми», возглавил всевозможные рейтинги и собрал вокруг себя толпу поклонников. В центре внимания шоу — взаимоотношения домохозяйки Люси и ее супруга, артиста Рикардо, которые были мужем и женой в реальной жизни. Создатели сериала вывели основную формулу ситкомов: постоянный состав персонажей, развитие действия в одних и тех же локациях, понятный зачин и четкий финал каждой серии на случай, если зритель пропустит предыдущие эпизоды. Кроме того, герои архетипичны и не претерпевают значительных изменений на протяжении шоу.

Отечественные продюсеры быстро осознали, что ситкомы нравятся зрителям, и создали популярные сериалы в узнаваемых россиянами реалиях. Так появились «Папины дочки», повествующие о многодетном отце и проделках его дочерей, «Кухня», герой которой перебирается в Москву и лелеет мечту стать шеф-поваром, а также популярные в прошлом «Счастливы вместе» о жизни продавца обуви Гены Букина и «Моя прекрасная няня» об обаятельной няне Вике из Бирюлева.

Бадди-муви

Вы задавались вопросом, есть ли отдельное название у фильмов, сюжет которых сосредоточен не на романтических, а исключительно на приятельских отношениях? Ответ — бадди-муви. Наибольшую популярность поджанр получил в США и изначально фокусировался на мужской дружбе. Причиной этому стали водевили 20-х годов прошлого века, в которых чаще можно было встретить актеров-мужчин, а также широкое распространение известного романа Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гека Финна.

В конце 20-х годов в американском кино появился дуэт Стэна Лорела и Оливера Харди. Комедийная пара была настолько популярной, что в 1967-м их изображения появились на обложке альбома ливерпульской четверки. В 80-х дебютировал Эдди Мерфи. Он сыграл заключенного Рэджи Хаммонда, которого берет в напарники полицейский Джек Кейтс.

В 90-х дорогу к бадди-муви пробили женщины. Знаковой лентой того периода стала картина «Тельма и Луиза» Ридли Скотта как доказательство того, что женская дружба ничуть не уступает мужской. Среди современных бадди-муви — «Мачо и ботан» с Джоной Хиллом и Ченнингом Татумом, «Очень плохие мамочки» с Милой Кунис в главной роли, фильмы «Человек — швейцарский нож» с Полом Дано и Дэниэлом Рэдклиффом в роли трупа и «Короли лета» с очаровательным Ником Робинсоном.

Чтобы за взаимоотношениями персонажей было нескучно наблюдать, режиссеры бадди-муви играют на контрастах. Различие между героями обычно заключается в противоположных характерах, разном социальном происхождении, возрасте или статусе.

Черная комедия

Черная комедия — тот самый спорный поджанр, вокруг которого нередко возникают конфликтные ситуации. А всё потому, что создатели таких фильмов не боятся затрагивать темы, считающиеся табуированными в обществе.

Широкое распространение картины получили в конце 40-х — начале 50-х годов. После окончания Второй мировой мрачный смех (или «юмор висельника») помогал людям пережить весь ужас произошедшего.

Одним из ярких и не теряющих актуальности представителей черной комедии считается антимилитаристская сатира Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Фильм о выжившем из ума полковнике ВВС США Джеке Риппере проникнут охватившим общество в разгар холодной войны страхом угрозы ядерного апокалипсиса.

Еще одна провокационная комедия — «Догма» Кевина Смита с Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком в главных ролях. Ироничная история, заставляющая задуматься о ярой приверженности религиозным догмам, о падших ангелах, из-за которых Бог может оказаться в неловком положении, и о прапрапрапрапрапрапрапрапрапрапраправнучатой племяннице Иисуса Христа вызвала скандал среди католических активистов. Фильм обвиняли в издевательствах над церковными канонами, несмотря на то что сам режиссер считается примерным католиком.

Пародия

Цель пародийных комедий — что-то высмеять. Это могут быть популярные киноштампы и жанровые клише («Убойные каникулы», «Очень страшное кино»), фильмы определенной тематики: «Мафия!», пародирующая ленты о гангстерах, или легендарный «Аэроплан», нацеленный на фильмы-катастрофы; сами картины («Вампирский засос» — пародия на «Сумерки», «Игрища престолов», воспроизводящие в комедийном ключе популярный сериал). Может быть и что-то посерьезнее: например, «Великий диктатор» Чарли Чаплина, пародирующий известных диктаторов вроде Гитлера и Муссолини.

Снять по-настоящему смешную картину в этом жанре достаточно сложно, поэтому удачных картин, достойных рекомендации, не так много. Но фильмы, которым достичь успеха все-таки удалось, вероятно, запомнились даже лучше оригинала.

Мокьюментари

Термин «мокьюментари» образован от английского mock (насмешка) и documentary (документальность). Если говорить простым языком, этот тип картин будто подтрунивает над зрителями и намеренно вводит их в заблуждение, изображая вымышленные события так, как если бы они были частью документального фильма.

Считается, что самым ранним псевдодокументальным проектом была франко-испанская комедия 1933 года «Земля без хлеба», снятая Луисом Бунюэлем. Однако широкое распространение такие истории получили после выхода культовой «Ведьмы из Блэр» Дэниэла Мирико и Эдуардо Санчеса. Фильм о троих студентах, якобы бесследно исчезнувших в лесах во время съемки курсовой, снят на ручные камеры и целиком в импровизационной манере. Зернистое трясущееся изображение, отсутствие музыкального сопровождения, естественная игра актеров и качественный маркетинг сыграли свою роль — картина выстрелила и заставила посмотревших ее поверить, что показанное на экране — чистая правда.

В 2006 году вышла лента комика Саши Барона Коэна, в сатирической манере рассказывающая о приключениях казахстанского журналиста Бората в США. Режиссер ставил целью высмеять быт «цивилизованных белых людей», но его юмор пришелся по душе далеко не всем. Изображение Казахстана (сам фильм снимался в румынской деревне) бедным и неразвитым государством вызвало недовольство местных властей, а в некоторых странах ленту и вовсе запретили. В Штатах некоторые участники съемочного процесса подали на постановщика в суд, поскольку не знали, что снимаются в фильме. Да, у «Бората» не было сценария, а настоящих актеров в картине только шестеро, в том числе сам Саша Барон Коэн в роли Бората Сагдиева и, конечно, Памела Андерсон.

Еще один яркий представитель мокьюментари — снятая новозеландцем Тайкой Вайтити комедия «Реальные упыри» о жизни древних вампиров в XXI веке. Камера буквально следует по пятам за актерами, персонажи могут напрямую обратиться к зрителю, а начальные титры, предупреждающие о том, что «съемочной группе были вручены распятия и обещана неприкосновенность», окончательно способны развеять сомнения в том, что это не могло произойти в реальной жизни.

20 апреля выходит новая мокьюментари-комедия «Тайна пропавшей деревни» — посмотрим, какой получится она.  

Абсурдная комедия

Сегодня одним из главных представителей так называемой абсурдной комедии можно назвать французского режиссера Квентина Дюпьё, известного под псевдонимом Mr. Oizo. В списке его последних работ — «Жвалы». Это история о двух друзьях-бездельниках, решающих выдрессировать гигантскую муху и ограбить банк. Звучит любопытно и очень странно, согласны? Собственно, в фильмографии Дюпьё нет сюжетов без нотки безумства: по улицам катается шина, убивающая всё, что ей подвернется «под ноги», в офисе идет дождь, герой разговаривает с любимой курткой, а телевизор взрывает головы. Может звучать пугающе, но выглядит не страшно, а именно абсурдно. Зачастую Дюпьё создает пародии на стереотипы жанрового кино и в целом размышляет о кинематографе, в котором может происходить всё что угодно.

Ромкомы

О том, как появились ромкомы и почему обрели популярность, мы рассказывали в этой статье. Здесь мы лишь упомянем, что это объемнейший и разнообразный жанр, сосредоточенный на взаимоотношениях симпатизирующих друг другу людей и выявляющий сексуальную напряженность в вовлеченной паре. Наиболее яркие ромкомы, представленные в библиотеке START, — «Мой любимый враг», «Хочу замуж», «Секс по дружбе», «30 свиданий», «Хоть раз в жизни».

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно