ЛОНГРИД

Поскользнуться на банановой кожуре, выслушать вампирскую исповедь и подружиться с мухой-гигантом: какие бывают комедии

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Комедия — ваш любимый жанр? Наш — однозначно да. Нет ничего приятнее, чем после тяжелого рабочего дня развалиться на диване, включить смешной фильм и хохотать над происходящем на экране. К тому же сегодня у жанра столько подвидов, что ничего не выбрать просто невозможно. START решил разобраться, какие бывают комедии, и найти ту самую, которая скрасит ваш вечер.

Слэпстик (буффонада, фарсовая комедия, «комедия пощечин»)

Наверняка вы слышали имена Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мака Сеннета, Гарольда Ллойда и, конечно, родоначальников кино — братьев Луи и Огюста Люмьеров. Именно с их фильмов началась история жанра. Первой разновидностью комедии стал слэпстик (она же фарсовая комедия), а ранним его представителем — «Политый поливальщик» Люмьеров длительностью 40 секунд. Сюжет разворачивается вокруг садовника, поливающего растения, и юноши, желающего подпортить ему работу. Мальчик наступает на шланг, после чего резко убирает ногу, и струя бьет садовнику прямо в голову.

Из описания фильма нетрудно догадаться, что слэпстик выстраивается вокруг «физического» юмора, не зря его прозвали «комедией пощечин». Персонажи поскальзываются на банановой кожуре, дают друг другу пинки под зад, получают тортом в лицо, устраивают нелепые погони и попадают в абсолютно нереалистичные ситуации. Сама же актерская игра строится на активной жестикуляции, пластичности тела и невербальном выражении эмоций. Такой подход к поджанру был обусловлен, во-первых, отсутствием звука в кино, а во-вторых, ориентацией первых фильмов на циркачество, трюковость и аттракционность действий.

Впрочем, элементы слэпстика не канули в небытие, а со временем перешли в мультфильмы. Взять хотя бы знаменитую анимацию «Том и Джерри», в которой юмор строится на погонях кота за мышом и карикатурных физических увечьях, или шоу «Луни Тюнз».

В современных фильмах наследниками фарсовых комедий считаются Джим Керри и Роуэн Аткинсон.

Ситуационная комедия (ситком)

Ситкомы зародились в XX веке на радио, а затем перекочевали на телевидение. Дебютной ситуационной комедией стало британское шоу «Прогресс Пинрайта», выходившее в 1946–1947 годах. Ни одна серия проекта не сохранилась, но из открытых источников известно, что сюжет строился вокруг соперничества владельца небольшого магазинчика с хозяином соседнего бутика.

В 1951 году в США начал выходить легендарный ситком «Я люблю Люси», который выиграл пять премий «Эмми», возглавил всевозможные рейтинги и собрал вокруг себя толпу поклонников. В центре внимания шоу — взаимоотношения домохозяйки Люси и ее супруга, артиста Рикардо, которые были мужем и женой в реальной жизни. Создатели сериала вывели основную формулу ситкомов: постоянный состав персонажей, развитие действия в одних и тех же локациях, понятный зачин и четкий финал каждой серии на случай, если зритель пропустит предыдущие эпизоды. Кроме того, герои архетипичны и не претерпевают значительных изменений на протяжении шоу.

Отечественные продюсеры быстро осознали, что ситкомы нравятся зрителям, и создали популярные сериалы в узнаваемых россиянами реалиях. Так появились «Папины дочки», повествующие о многодетном отце и проделках его дочерей, «Кухня», герой которой перебирается в Москву и лелеет мечту стать шеф-поваром, а также популярные в прошлом «Счастливы вместе» о жизни продавца обуви Гены Букина и «Моя прекрасная няня» об обаятельной няне Вике из Бирюлева.

Бадди-муви

Вы задавались вопросом, есть ли отдельное название у фильмов, сюжет которых сосредоточен не на романтических, а исключительно на приятельских отношениях? Ответ — бадди-муви. Наибольшую популярность поджанр получил в США и изначально фокусировался на мужской дружбе. Причиной этому стали водевили 20-х годов прошлого века, в которых чаще можно было встретить актеров-мужчин, а также широкое распространение известного романа Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гека Финна.

В конце 20-х годов в американском кино появился дуэт Стэна Лорела и Оливера Харди. Комедийная пара была настолько популярной, что в 1967-м их изображения появились на обложке альбома ливерпульской четверки. В 80-х дебютировал Эдди Мерфи. Он сыграл заключенного Рэджи Хаммонда, которого берет в напарники полицейский Джек Кейтс.

В 90-х дорогу к бадди-муви пробили женщины. Знаковой лентой того периода стала картина «Тельма и Луиза» Ридли Скотта как доказательство того, что женская дружба ничуть не уступает мужской. Среди современных бадди-муви — «Мачо и ботан» с Джоной Хиллом и Ченнингом Татумом, «Очень плохие мамочки» с Милой Кунис в главной роли, фильмы «Человек — швейцарский нож» с Полом Дано и Дэниэлом Рэдклиффом в роли трупа и «Короли лета» с очаровательным Ником Робинсоном.

Чтобы за взаимоотношениями персонажей было нескучно наблюдать, режиссеры бадди-муви играют на контрастах. Различие между героями обычно заключается в противоположных характерах, разном социальном происхождении, возрасте или статусе.

Черная комедия

Черная комедия — тот самый спорный поджанр, вокруг которого нередко возникают конфликтные ситуации. А всё потому, что создатели таких фильмов не боятся затрагивать темы, считающиеся табуированными в обществе.

Широкое распространение картины получили в конце 40-х — начале 50-х годов. После окончания Второй мировой мрачный смех (или «юмор висельника») помогал людям пережить весь ужас произошедшего.

Одним из ярких и не теряющих актуальности представителей черной комедии считается антимилитаристская сатира Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Фильм о выжившем из ума полковнике ВВС США Джеке Риппере проникнут охватившим общество в разгар холодной войны страхом угрозы ядерного апокалипсиса.

Еще одна провокационная комедия — «Догма» Кевина Смита с Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком в главных ролях. Ироничная история, заставляющая задуматься о ярой приверженности религиозным догмам, о падших ангелах, из-за которых Бог может оказаться в неловком положении, и о прапрапрапрапрапрапрапрапрапрапраправнучатой племяннице Иисуса Христа вызвала скандал среди католических активистов. Фильм обвиняли в издевательствах над церковными канонами, несмотря на то что сам режиссер считается примерным католиком.

Пародия

Цель пародийных комедий — что-то высмеять. Это могут быть популярные киноштампы и жанровые клише («Убойные каникулы», «Очень страшное кино»), фильмы определенной тематики: «Мафия!», пародирующая ленты о гангстерах, или легендарный «Аэроплан», нацеленный на фильмы-катастрофы; сами картины («Вампирский засос» — пародия на «Сумерки», «Игрища престолов», воспроизводящие в комедийном ключе популярный сериал). Может быть и что-то посерьезнее: например, «Великий диктатор» Чарли Чаплина, пародирующий известных диктаторов вроде Гитлера и Муссолини.

Снять по-настоящему смешную картину в этом жанре достаточно сложно, поэтому удачных картин, достойных рекомендации, не так много. Но фильмы, которым достичь успеха все-таки удалось, вероятно, запомнились даже лучше оригинала.

Мокьюментари

Термин «мокьюментари» образован от английского mock (насмешка) и documentary (документальность). Если говорить простым языком, этот тип картин будто подтрунивает над зрителями и намеренно вводит их в заблуждение, изображая вымышленные события так, как если бы они были частью документального фильма.

Считается, что самым ранним псевдодокументальным проектом была франко-испанская комедия 1933 года «Земля без хлеба», снятая Луисом Бунюэлем. Однако широкое распространение такие истории получили после выхода культовой «Ведьмы из Блэр» Дэниэла Мирико и Эдуардо Санчеса. Фильм о троих студентах, якобы бесследно исчезнувших в лесах во время съемки курсовой, снят на ручные камеры и целиком в импровизационной манере. Зернистое трясущееся изображение, отсутствие музыкального сопровождения, естественная игра актеров и качественный маркетинг сыграли свою роль — картина выстрелила и заставила посмотревших ее поверить, что показанное на экране — чистая правда.

В 2006 году вышла лента комика Саши Барона Коэна, в сатирической манере рассказывающая о приключениях казахстанского журналиста Бората в США. Режиссер ставил целью высмеять быт «цивилизованных белых людей», но его юмор пришелся по душе далеко не всем. Изображение Казахстана (сам фильм снимался в румынской деревне) бедным и неразвитым государством вызвало недовольство местных властей, а в некоторых странах ленту и вовсе запретили. В Штатах некоторые участники съемочного процесса подали на постановщика в суд, поскольку не знали, что снимаются в фильме. Да, у «Бората» не было сценария, а настоящих актеров в картине только шестеро, в том числе сам Саша Барон Коэн в роли Бората Сагдиева и, конечно, Памела Андерсон.

Еще один яркий представитель мокьюментари — снятая новозеландцем Тайкой Вайтити комедия «Реальные упыри» о жизни древних вампиров в XXI веке. Камера буквально следует по пятам за актерами, персонажи могут напрямую обратиться к зрителю, а начальные титры, предупреждающие о том, что «съемочной группе были вручены распятия и обещана неприкосновенность», окончательно способны развеять сомнения в том, что это не могло произойти в реальной жизни.

20 апреля выходит новая мокьюментари-комедия «Тайна пропавшей деревни» — посмотрим, какой получится она.  

Абсурдная комедия

Сегодня одним из главных представителей так называемой абсурдной комедии можно назвать французского режиссера Квентина Дюпьё, известного под псевдонимом Mr. Oizo. В списке его последних работ — «Жвалы». Это история о двух друзьях-бездельниках, решающих выдрессировать гигантскую муху и ограбить банк. Звучит любопытно и очень странно, согласны? Собственно, в фильмографии Дюпьё нет сюжетов без нотки безумства: по улицам катается шина, убивающая всё, что ей подвернется «под ноги», в офисе идет дождь, герой разговаривает с любимой курткой, а телевизор взрывает головы. Может звучать пугающе, но выглядит не страшно, а именно абсурдно. Зачастую Дюпьё создает пародии на стереотипы жанрового кино и в целом размышляет о кинематографе, в котором может происходить всё что угодно.

Ромкомы

О том, как появились ромкомы и почему обрели популярность, мы рассказывали в этой статье. Здесь мы лишь упомянем, что это объемнейший и разнообразный жанр, сосредоточенный на взаимоотношениях симпатизирующих друг другу людей и выявляющий сексуальную напряженность в вовлеченной паре. Наиболее яркие ромкомы, представленные в библиотеке START, — «Мой любимый враг», «Хочу замуж», «Секс по дружбе», «30 свиданий», «Хоть раз в жизни».