ТОП

10 самых узнаваемых актрис советского кино

Олеся Маевская

Киножурналист, обозреватель в Geekster, автор в Дзен-канале о кино

Недавно мы знакомили вас с самыми узнаваемыми комедийными актерами советского времени. Теперь рассказываем и об актрисах. Если подумали о Людмиле Гурченко, Лие Ахеджаковой и Алисе Фрейндлих, то вы недалеки от истины: эти прекрасные женщины тоже есть в нашем списке. Но в целом очень сложно выбрать и выделить лучших среди великолепных советских актрис — каждая из них красивая, разноплановая, многогранная и, без сомнения, талантливая личность.

Людмила Гурченко

Одна из самых красивых женщин Союза и ярких актрис советских фильмов начала карьеру будучи студенткой. Первая роль в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» сразу принесла ей славу: картина побила все рекорды проката и стала символом Нового года. После большого успеха специально под Гурченко был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой», но эта лента не имела такого успеха. За актрисой на годы закрепился образ поющей девушки из комедии. Так продолжалось, пока не вышел фильм «Старые стены», в котором Гурченко сыграла главную роль. На второй волне популярности ей поступило немало интересных предложений, на которые она с удовольствием соглашалась. В 1983 году Гурченко назвали лучшей актрисой за роль в фильме «Вокзал для двоих» по опросу журнала «Советский экран». В общей сложности фильмография артистки насчитывает более 100 киноработ.

Любовь Полищук

Эта советская актриса за свою карьеру сыграла немного ведущих женских ролей. Однако ее второстепенные героини были настолько самобытными, что зрители не замечали, что они занимают не центральное место в сюжете. Даже первое важное появление на экране — сцена страстного танго Полищук и блистательного Андрея Миронова в «12 стульях» — стало одним из самых запоминающихся эпизодов картины. Правда, привело к катастрофическим последствиям: представители Министерства культуры объявили внешность Полищук «несоветской», настоятельно порекомендовав не снимать ее в главных ролях. После нескольких лет незначительных работ актрису пригласили в фильм «Любовь с привилегиями». Ее героиня Ирина раскрыла глубокий драматический талант Полищук. А эпизодическая роль «ночной бабочки» Зины в культовом фильме Петра Тодоровского «Интердевочка» окончательно закрепила статус артистки, которую нужно приглашать играть глубоких и колоритных героинь.

Светлана Светличная

Светличная без преувеличения была бьюти-иконой СССР. Несмотря на нетипичную для советских женщин, актрис и отечественного кинематографа внешность, она получала немало предложений — настолько Светлана поражала своей уникальностью. Ее Анну Сергеевну из «Бриллиантовой руки» до сих пор вспоминают как воплощенный образ роковой женщины. И это в стране, где «секса не было». В молодости Светличная снималась в откровенных сценах, чем завоевала любовь мужской аудитории, а годы спустя актерский талант пересилил образ красотки. Стоит вспомнить хотя бы ее работы в фильме «Стряпуха» или сериале «Семнадцать мгновений весны».

Ирина Алферова

Почти сразу после окончания ГИТИСа Ирина Алферова получила приглашения в труппы нескольких московских театров. Повезло миловидной советской артистке и на кинематографическом поприще: сначала женщина снялась в картине Наума Бирмана «Учитель пения», а затем приняла предложение сниматься в сериале по эпопее Алексея Толстого «Хождение по мукам». В университете ее ругали за недостоверное изображение эмоций, в частности любовных мук. Однако уже за пределами альма-матер актриса сначала примелькалась зрителям на второстепенных ролях, а потом запомнилась в главных. Нельзя не вспомнить ее Констанцию из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», Катю из «С любимыми не расставайтесь» и Елену из «Предчувствия любви». Кстати, в последних двух мелодрамах актриса сыграла с Александром Абдуловым, который на тот момент был ее мужем.

Любовь Орлова

Свою карьеру Орлова начала в 19 лет: она работала тапером в одном из московских кинотеатров, обеспечивая музыкальное сопровождение первых немых фильмов. Три года спустя начала брать уроки хореографии и актерского мастерства, после чего поступила в МХАТ. Впоследствии работала солисткой кордебалета, играла эпизодические роли в театре, которые, как отмечали современники, показывали ее огромный творческий потенциал. Славу и зрительскую любовь Любовь Орлова получила только к 30 годам. После одного из спектаклей актриса познакомилась с режиссером Григорием Александровым, любовный и творческий союз с которым сыграл колоссальную роль в ее судьбе. Их дебютной совместной работой стала комедия «Веселые ребята», а после вышло еще несколько не менее успешных картин: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Роли в этих фильмах окончательно закрепили за талантливой женщиной статус одной из лучших актрис советского кино.

Алиса Фрейндлих

В студенческие годы Алиса Фрейндлих снялась в эпизодах драматических фильмов «Бессмертная песня» и «Таланты и поклонники». Но до большой карьеры в кино артистка была известна благодаря своим театральным ролям. Отчасти это заслуга второго супруга женщины — советского актера, режиссера кино и Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова. Их творческий союз полностью раскрыл талант Фрейндлих: в какой-то момент зрители начали приходить на постановки только ради нее. В кино дела шли неважно. После баронессы де Шампиньи в «Соломенной шляпке» последовало много отказов, а личные обстоятельства (рождение дочери и смерть матери) вынудили актрису отказаться от нескольких проектов. Тогда Эльдар Рязанов, который давно предлагал Фрейндлих работу, утвердил ее на роль Людмилы Калугиной в «Служебном романе». Она и прославила артистку на весь Советский Союз. Затем актриса получила роли в «Сталкере» Андрея Тарковского, «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» Георгия Юнгвальда-Хилькевича и «Жестоком романсе» снова у Рязанова.

Ирина Муравьева

Играть в театре Ирина Муравьева начала в 21 год, и всего через пару лет ее начали приглашать в кино. Однако большие роли актрисе не предлагали. Как и Орлова, Муравьева стала известной только в 30. Актриса сыграла одну из главных героинь в оскароносной драме «Москва слезам не верит», после чего талантливая женщина прочно утвердилась в качестве звезды советского кино. В 80-е годы артистка снялась сразу в нескольких фильмах, которые полностью раскрыли ее творческий потенциал. Это «Карнавал», «Руки вверх!», «Самая обаятельная и привлекательная», «Мы, нижеподписавшиеся», «Год теленка». Сложно выделить какую-то из этих картин — Муравьевой удавались любые образы. И озвучивание мультфильмов «Пес в сапогах» и «Кошкин дом» тому подтверждение.

Лия Ахеджакова

В театрах Лия Ахеджакова служила с 23 лет, а вот в кино попала только в 35. Зато за ее первую роль — Аллочки Кузнецовой в фильме «Ищу человека», снятом по книге Агнии Барто, — актриса получила награды кинофестивалей в Локарно и Варне. Но настоящую славу советской актрисе принесла эпизодическая роль любознательной и очаровательной женщины в картине Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Именно ее Таня открыла Ахеджаковой двери в большой кинематограф. Впоследствии это амплуа стало визитной карточкой актрисы. Позже Ахеджакова появилась еще в нескольких картинах, но окончательно покорить зрителей ей удалось после выхода комедии «Служебный роман». Ее женственная и хитроумная секретарша Верочка сразила зрителей наповал. А не менее яркий образ матери-одиночки Елены Малаевой в трагикомедии «Гараж» дал понять, что актриса способна осилить и сложные, многогранные роли. Эльдар Рязанов не раз приглашал ее на съемки в своих фильмах, порой даже создавая персонажей специально под артистку. Еще одну небольшую, но яркую героиню, которую стоит упомянуть, — Ольга Павловна в драме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.

Барбара Брыльска

В студенческие годы Барбара Брыльска успешно совмещала учебу в варшавском вузе и съемки в кино. До наступления 25-летнего возраста девушка снялась в картинах «Поздно после полудня», «Бумеранг», «Потом наступила тишина», «Ставка больше, чем жизнь» и номинированном на «Оскар» «Фараоне». В 27 она впервые сыграла в кино за пределами родины — в германском фильме «След Сокола», и всё больше зарубежных режиссеров начали приходить к ней с интересными предложениями. До культовой «Иронии судьбы, или С легким паром!» эта невероятная женщина успела сняться в ряде германских и советских фильмов («Освобождение: Прорыв», «Освобождение: Битва за Берлин») и стать известной почти на весь мир актрисой. После успешной премьеры комедии Рязанова Барбара Брыльска всё реже стала появляться в кино, хотя и продолжала принимать участие в проектах режиссеров разных стран. Актриса часто приезжала в Россию, где не только снималась, но и участвовала в телевизионных проектах.

Лариса Гузеева

Уже на втором курсе института молодая актриса дебютировала в культовой картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». К четвертому — получила главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» и прославилась на всю страну. Но все последующие предложения сыграть романтических героинь актриса жестко отвергала. Потому зрители не ожидали увидеть ее в образе бескомпромиссной байдарочницы в драме «Соперницы». Однако фильм не был замечен. После череды небольших ролей в кино и сериалах Гузеева появилась в образе деревенской сумасшедшей в драме Игоря Апасяна «Граффити». Сейчас фильмы ушли на второй план: Лариса Гузеева ведет популярное шоу «Давай поженимся!» и довольна сложившейся карьерой на телевидении.