ЛОНГРИД

Следующий гол — победный: как менялась подача спорта в российском кино

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Спорт, будь то хоккей, футбол, бокс или лыжи, всегда играл важную роль в отечественном кинематографе как массовом искусстве. Сложно переоценить значение демонстрации разных его видов зрителю как советскому, так и современному. Однако, как и любая глобальная тема, спорт в кино на протяжении десятилетий претерпевал серьезные метаморфозы. Разбираемся, с чего началось и как менялось его изображение в советских и российских фильмах.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Начало пути
Перенесемся в 20-е годы прошлого века. Молодой советской власти, конечно, не до фильмов о спорте, но Ленин в знаменитом разговоре с Луначарским уже обратил внимание на кинематограф. Так, в 1926–1927 годах на свет появились две картины, где фигурировал футбол.
Первой стал «Волдырь подвел» Михаила Вернера — небольшая поучительная история красноармейца, неправильно намотавшего портянки. Парень заигрался в футбол, натер ногу, опоздал в часть и понес заслуженное наказание. Бег с мячом здесь скорее выступает препятствием на пути к достойной армейской службе. Вторая лента — «Герой матча» Леонида Константиновского — тоже не слишком заостряла внимание на самой игре, а иронизировала на тему несдержанности болельщиков. Обе короткометражные картины оставляли спорт на фоне, концентрируясь на человеческих страстях, которые подпитывались этим увлечением.
Тема футбола полноценно ворвалась на экраны только спустя 10 лет. В 1936 году вышел «Вратарь» Семена Тимошенко, сценарий для которого написал Лев Кассиль, позже на основе имеющегося материала выпустивший книгу «Вратарь республики». Фильм — традиционная для своего времени музыкальная комедия о пути простого рабочего парня Антона (Григорий Плужник) из грузчиков арбузов во вратари сборной СССР. Тернистая дорога от баржи на Волге до матча за честь страны вымощена испытаниями характера и воли, но финал молодого героя ждет максимально обнадеживающий.
«Вратарь» (1936)
«Вратарь» (1936)
«Вратарь» (1936)
«Вратарь» (1936)
«Вратарь» (1936)
«Вратарь» (1936)
Послевоенное кино работало с реинтеграцией зрителя в успокаивающую повседневность. В 1946 году на советских экранах шел отечественный «Рокки» — комедия Андрея Фролова «Первая перчатка». По сюжету отставной военный Никита Крутиков (Иван Переверзев) встречает в парке у силомера тренера по боксу Ивана Привалова (Владимир Володин). За Никиту начинается настоящая борьба между двумя спортивными обществами, а сам мужчина тяготится выбором: идти в профессиональный бокс или вернуться на работу в совхоз. К концу фильма, хоть и не без сложностей, советский ринг все же получает потенциального чемпиона. Пусть завуалированно, но в «Первой перчатке» хорошо заметен намек на важную роль спорта в возвращении страны к нормальной жизни.
«Первая перчатка» (1946)
«Первая перчатка» (1946)
«Первая перчатка» (1946)
«Первая перчатка» (1946)
«Первая перчатка» (1946)
«Первая перчатка» (1946)
Человеческие истории и Олимпиада
Описания простого работяги, который попадает в верхние эшелоны советского спорта, еще долго будут доминировать в отечественном кино середины прошлого века. В «Спортивной чести» 1951 года заводчанин Коля Ветлугин (Лев Фричинский) покоряет столичный футбол и соперничает с зазнавшимся московским нападающим. А в ленте «Чемпион мира» 1954-го молодой кузнец Илья Громов (Алексей Ванин), преодолев всесоюзные отборы, бьется на ковре за звание чемпиона мира по борьбе. Во всех этих историях над состязательной темой превалирует драма личностного роста, а технические особенности не позволяют достаточно ярко показывать такие динамичные игры, как футбол или хоккей.
«Чемпион мира» (1954)
«Чемпион мира» (1954)
«Чемпион мира» (1954)
«Чемпион мира» (1954)
«Чемпион мира» (1954)
«Чемпион мира» (1954)
Например, фильм «Хоккеисты» 1964 года не мог похвастаться захватывающими кадрами ледовых баталий, но брал производственной драмой: в картине рассказывается история противостояния молодых и «стариков» во главе с тридцатилетним капитаном Анатолием Дугановым (Вячеслав Шалевич). А в поучительной детской комедии «Ни слова о футболе» 1974-го режиссер Исаак Магитон говорил о необходимости всегда оставаться честным, даже если речь идет о победе в юношеском первенстве.
«Хоккеисты» (1964)
«Хоккеисты» (1964)
В советской документалистике тема жила совершенно иной, параллельной жизнью. В 1970 году на экраны выходит «Спорт, спорт, спорт» — собранное Элемом Климовым из кадров кинохроники и постановочных эпизодов фундаментальное полотно о прошлом, настоящем и будущем спорта. В игровых отрывках фильма мелькают Никита Михалков, Борис Романов и Лариса Шепитько, а комментарии о роли физкультвоспитания дают такие известные люди, как Белла Ахмадулина и Вадим Синявский.
«Спорт, спорт, спорт» (1970)
«Спорт, спорт, спорт» (1970)
«Спорт, спорт, спорт» (1970)
«Спорт, спорт, спорт» (1970)
Конечно, важно также упомянуть снятый по заказу Международного олимпийского комитета целой группой кинематографистов документальный фильм «О спорт, ты — мир!», посвященный XX летним Олимпийским играм 1980 года в Москве. Работой над картиной руководили Юрий Озеров и Борис Рычков, а над анимационным вступлением с историей Олимпиады трудился сам Федор Хитрук. Лента, для создания которой в стенах Мосфильма даже было создано отдельное творческое объединение, безусловно, не обошлась без политического подтекста, но основным посылом все же было объединяющее значение спорта как «посланца мира и дружбы между народами».
«О спорт, ты — мир!» (1980)
«О спорт, ты — мир!» (1980)
«О спорт, ты — мир!» (1980)
«О спорт, ты — мир!» (1980)
«О спорт, ты — мир!» (1980)
«О спорт, ты — мир!» (1980)
Сложные 90-е
На закате СССР спорт на экране становится иносказательным фоном. Перестроечная драма Исаака Фридберга «Куколка», например, исследует изнанку больших соревнований, показывая зрителям, что происходит с атлетом, когда травмы или иные обстоятельства вынуждают отказаться от дела всей жизни и вернуться в обыденность. Героиня «Куколки» Таня (Светлана Засыпкина) бросает гимнастику и возвращается в среднюю школу, но программу бороться и побеждать, заложенную с раннего детства суровыми тренерами, преодолеть не может. «Куколка» показала неприглядную сторону спорта, где есть не только победы и чествование героев, но и боль, потери и сломанные судьбы.
«Куколка» (1988)
«Куколка» (1988)
«Куколка» (1988)
«Куколка» (1988)
В 90-е жанр кино о спорте, как и многие другие, пребывал в стагнации. Наиболее яркие фильмы начинают выходить уже в середине нулевых: можно вспомнить трилогию Алексея Сидорова «Бой с тенью» и провальный боевик Дина Махаматдинова «Белая медведица». Оба режиссера в разной степени успешно адаптируют голливудские сценарии боксерского кино к отечественной действительности.
«Бой с тенью: Последний раунд» (2011)
«Бой с тенью: Последний раунд» (2011)
«Бой с тенью: Последний раунд» (2011)
«Бой с тенью: Последний раунд» (2011)
«Бой с тенью: Последний раунд» (2011)
Современность
Настоящий ренессанс спортивного кино начался в 2010-х и, похоже, завершаться не собирается. В 2012 году состоялась премьера драмы Николая Лебедева «Легенда № 17» о становлении в роли хоккейного бога всемирно известного Валерия Харламова (Данила Козловский). Мастерски снятый и мощный байопик с легкостью занял топы всевозможных списков лучших спортивных картин и полюбился зрителям. Тремя годами позже место хоккея занял баскетбол: на экраны вышел фильм «Движение вверх» о памятной победе сборной СССР над командой США на мюнхенской Олимпиаде 1972 года.
«Легенда № 17» (2012)
«Легенда № 17» (2012)
«Легенда № 17» (2012)
«Легенда № 17» (2012)
«Легенда № 17» (2012)
«Легенда № 17» (2012)
В последнее десятилетие фильмы о спорте совершили настоящий скачок в динамике и техничности. Современные российские игровые ленты с каждым годом выходят на новый уровень качества: операторы забираются в самые невероятные места, чтобы передать накал страстей футбольного или хоккейного матча, а от боксерских поединков у зрителей подчас кружится голова. Художественные картины в демонстрации спорта стараются вплотную приблизиться к прямым трансляциям, при этом не теряя в драматизме.
Еще интереснее дела обстоят на поле документального кино. Премьера START, сериал «Российский хоккей. Сила внутри», рассказывает о развитии хоккея в России и его роли в жизни спортсменов и простых болельщиков. Проект возник из искренней любви: создателей сериала, фанатов, игроков и всех причастных к спорту номер один в стране. Это увлекательное путешествие в глубины истории, попытка разобраться, почему ледовые сражения стали настолько популярны, а также взгляд изнутри целой индустрии. В качестве спикеров выступили заслуженные звезды и эксперты: обладатель Кубка Стэнли и тренер «Торпедо» Игорь Ларионов, олимпийский чемпион Илья Ковальчук, один из лучших хоккеистов мира, второй бомбардир в истории НХЛ и амбассадор «Фонбет» Александр Овечкин, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов, президент ФХР Владислав Третьяк, президент КХЛ Алексей Морозов и другие.
«Российский хоккей. Сила внутри» (сериал, 2023)
«Российский хоккей. Сила внутри» (сериал, 2023)
«Российский хоккей. Сила внутри» (сериал, 2023)
«Российский хоккей. Сила внутри» (сериал, 2023)
«Российский хоккей. Сила внутри» (сериал, 2023)
«Финт Боброва» повествует о легенде ледовых и футбольных арен Всеволоде Боброве. Документальное исследование «Бей первой!» о единственной женской сборной по футболу в Дагестане — захватывающее, развлекательное и поучительное зрелище, позволяющее взглянуть на человеческие судьбы в новом контексте, понять, что спорт — это не только шум стадионов, сводки тематических каналов или цифры в медальном зачете, но и жизни тысяч и тысяч людей, посвятивших себя любимому делу.
«Бей первой!» (2023)
«Бей первой!» (2023)
«Бей первой!» (2023)
«Бей первой!» (2023)
«Бей первой!» (2023)
Еще один премьерный проект START, документальный веб-сериал «100 лет Динамо», охватывает целый век богатейшей истории футбольного клуба «Динамо», затрагивает тему ветеранов и молодого поколения. Авторы современным языком для максимально широкой аудитории повествуют о главных вехах в жизни бело-синих. Звездными рассказчиками выступают спортивный комментатор Виктор Гусев, актер Камиль Ларин, шеф-повар, ресторатор и телеведущий Константин Ивлев, фигуристка Евгения Медведева, певец Дмитрий Маликов и блогер Влад Бумага (А4). Интересное для себя найдут как давние болельщики клуба, так и те, кто только знакомится с футбольным миром.
«100 лет Динамо» (сериал, 2023)
«100 лет Динамо» (сериал, 2023)
«100 лет Динамо» (сериал, 2023)
«100 лет Динамо» (сериал, 2023)
«100 лет Динамо» (сериал, 2023)
Трансформация изображения спорта в художественных и документальных лентах идет в ногу с техническим прогрессом и развитием смыслов. От коротких зарисовок с футбольных полей и боксерских рингов через драмы человеческих страстей к достоверному освещению глобального значения — мотив находил дорогу к сердцам зрителей вне зависимости от эпохи. В этом и есть сила спортивного кино: оно было и остается важной частью кинематографического ландшафта.