Начало пути
Перенесемся в 20-е годы прошлого века. Молодой советской власти, конечно, не до фильмов о спорте, но Ленин в знаменитом разговоре с Луначарским уже обратил внимание на кинематограф. Так, в 1926–1927 годах на свет появились две картины, где фигурировал футбол.
Первой стал «Волдырь подвел» Михаила Вернера — небольшая поучительная история красноармейца, неправильно намотавшего портянки. Парень заигрался в футбол, натер ногу, опоздал в часть и понес заслуженное наказание. Бег с мячом здесь скорее выступает препятствием на пути к достойной армейской службе. Вторая лента — «Герой матча» Леонида Константиновского — тоже не слишком заостряла внимание на самой игре, а иронизировала на тему несдержанности болельщиков. Обе короткометражные картины оставляли спорт на фоне, концентрируясь на человеческих страстях, которые подпитывались этим увлечением.
Тема футбола полноценно ворвалась на экраны только спустя 10 лет. В 1936 году вышел «Вратарь» Семена Тимошенко, сценарий для которого написал Лев Кассиль, позже на основе имеющегося материала выпустивший книгу «Вратарь республики». Фильм — традиционная для своего времени музыкальная комедия о пути простого рабочего парня Антона (Григорий Плужник) из грузчиков арбузов во вратари сборной СССР. Тернистая дорога от баржи на Волге до матча за честь страны вымощена испытаниями характера и воли, но финал молодого героя ждет максимально обнадеживающий.
Послевоенное кино работало с реинтеграцией зрителя в успокаивающую повседневность. В 1946 году на советских экранах шел отечественный «Рокки» — комедия Андрея Фролова «Первая перчатка». По сюжету отставной военный Никита Крутиков (Иван Переверзев) встречает в парке у силомера тренера по боксу Ивана Привалова (Владимир Володин). За Никиту начинается настоящая борьба между двумя спортивными обществами, а сам мужчина тяготится выбором: идти в профессиональный бокс или вернуться на работу в совхоз. К концу фильма, хоть и не без сложностей, советский ринг все же получает потенциального чемпиона. Пусть завуалированно, но в «Первой перчатке» хорошо заметен намек на важную роль спорта в возвращении страны к нормальной жизни.
Человеческие истории и Олимпиада
Описания простого работяги, который попадает в верхние эшелоны советского спорта, еще долго будут доминировать в отечественном кино середины прошлого века. В «Спортивной чести» 1951 года заводчанин Коля Ветлугин (Лев Фричинский) покоряет столичный футбол и соперничает с зазнавшимся московским нападающим. А в ленте «Чемпион мира» 1954-го молодой кузнец Илья Громов (Алексей Ванин), преодолев всесоюзные отборы, бьется на ковре за звание чемпиона мира по борьбе. Во всех этих историях над состязательной темой превалирует драма личностного роста, а технические особенности не позволяют достаточно ярко показывать такие динамичные игры, как футбол или хоккей.
Например, фильм «Хоккеисты» 1964 года не мог похвастаться захватывающими кадрами ледовых баталий, но брал производственной драмой: в картине рассказывается история противостояния молодых и «стариков» во главе с тридцатилетним капитаном Анатолием Дугановым (Вячеслав Шалевич). А в поучительной детской комедии «Ни слова о футболе» 1974-го режиссер Исаак Магитон говорил о необходимости всегда оставаться честным, даже если речь идет о победе в юношеском первенстве.
В советской документалистике тема жила совершенно иной, параллельной жизнью. В 1970 году на экраны выходит «Спорт, спорт, спорт» — собранное Элемом Климовым из кадров кинохроники и постановочных эпизодов фундаментальное полотно о прошлом, настоящем и будущем спорта. В игровых отрывках фильма мелькают Никита Михалков, Борис Романов и Лариса Шепитько, а комментарии о роли физкультвоспитания дают такие известные люди, как Белла Ахмадулина и Вадим Синявский.
Конечно, важно также упомянуть снятый по заказу Международного олимпийского комитета целой группой кинематографистов документальный фильм «О спорт, ты — мир!», посвященный XX летним Олимпийским играм 1980 года в Москве. Работой над картиной руководили Юрий Озеров и Борис Рычков, а над анимационным вступлением с историей Олимпиады трудился сам Федор Хитрук. Лента, для создания которой в стенах Мосфильма даже было создано отдельное творческое объединение, безусловно, не обошлась без политического подтекста, но основным посылом все же было объединяющее значение спорта как «посланца мира и дружбы между народами».
Сложные 90-е
На закате СССР спорт на экране становится иносказательным фоном. Перестроечная драма Исаака Фридберга «Куколка», например, исследует изнанку больших соревнований, показывая зрителям, что происходит с атлетом, когда травмы или иные обстоятельства вынуждают отказаться от дела всей жизни и вернуться в обыденность. Героиня «Куколки» Таня (Светлана Засыпкина) бросает гимнастику и возвращается в среднюю школу, но программу бороться и побеждать, заложенную с раннего детства суровыми тренерами, преодолеть не может. «Куколка» показала неприглядную сторону спорта, где есть не только победы и чествование героев, но и боль, потери и сломанные судьбы.
В 90-е жанр кино о спорте, как и многие другие, пребывал в стагнации. Наиболее яркие фильмы начинают выходить уже в середине нулевых: можно вспомнить трилогию Алексея Сидорова «Бой с тенью» и провальный боевик Дина Махаматдинова «Белая медведица». Оба режиссера в разной степени успешно адаптируют голливудские сценарии боксерского кино к отечественной действительности.
Современность
Настоящий ренессанс спортивного кино начался в 2010-х и, похоже, завершаться не собирается. В 2012 году состоялась премьера драмы Николая Лебедева «Легенда № 17» о становлении в роли хоккейного бога всемирно известного Валерия Харламова (Данила Козловский). Мастерски снятый и мощный байопик с легкостью занял топы всевозможных списков лучших спортивных картин и полюбился зрителям. Тремя годами позже место хоккея занял баскетбол: на экраны вышел фильм «Движение вверх» о памятной победе сборной СССР над командой США на мюнхенской Олимпиаде 1972 года.
В последнее десятилетие фильмы о спорте совершили настоящий скачок в динамике и техничности. Современные российские игровые ленты с каждым годом выходят на новый уровень качества: операторы забираются в самые невероятные места, чтобы передать накал страстей футбольного или хоккейного матча, а от боксерских поединков у зрителей подчас кружится голова. Художественные картины в демонстрации спорта стараются вплотную приблизиться к прямым трансляциям, при этом не теряя в драматизме.
Еще интереснее дела обстоят на поле документального кино. Премьера START, сериал «Российский хоккей. Сила внутри», рассказывает о развитии хоккея в России и его роли в жизни спортсменов и простых болельщиков. Проект возник из искренней любви: создателей сериала, фанатов, игроков и всех причастных к спорту номер один в стране. Это увлекательное путешествие в глубины истории, попытка разобраться, почему ледовые сражения стали настолько популярны, а также взгляд изнутри целой индустрии. В качестве спикеров выступили заслуженные звезды и эксперты: обладатель Кубка Стэнли и тренер «Торпедо» Игорь Ларионов, олимпийский чемпион Илья Ковальчук, один из лучших хоккеистов мира, второй бомбардир в истории НХЛ и амбассадор «Фонбет» Александр Овечкин, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов, президент ФХР Владислав Третьяк, президент КХЛ Алексей Морозов и другие.
«Финт Боброва» повествует о легенде ледовых и футбольных арен Всеволоде Боброве. Документальное исследование «Бей первой!» о единственной женской сборной по футболу в Дагестане — захватывающее, развлекательное и поучительное зрелище, позволяющее взглянуть на человеческие судьбы в новом контексте, понять, что спорт — это не только шум стадионов, сводки тематических каналов или цифры в медальном зачете, но и жизни тысяч и тысяч людей, посвятивших себя любимому делу.
Еще один премьерный проект START, документальный веб-сериал «100 лет Динамо», охватывает целый век богатейшей истории футбольного клуба «Динамо», затрагивает тему ветеранов и молодого поколения. Авторы современным языком для максимально широкой аудитории повествуют о главных вехах в жизни бело-синих. Звездными рассказчиками выступают спортивный комментатор Виктор Гусев, актер Камиль Ларин, шеф-повар, ресторатор и телеведущий Константин Ивлев, фигуристка Евгения Медведева, певец Дмитрий Маликов и блогер Влад Бумага (А4). Интересное для себя найдут как давние болельщики клуба, так и те, кто только знакомится с футбольным миром.
Трансформация изображения спорта в художественных и документальных лентах идет в ногу с техническим прогрессом и развитием смыслов. От коротких зарисовок с футбольных полей и боксерских рингов через драмы человеческих страстей к достоверному освещению глобального значения — мотив находил дорогу к сердцам зрителей вне зависимости от эпохи. В этом и есть сила спортивного кино: оно было и остается важной частью кинематографического ландшафта.