ЛОНГРИД

Смеются все! За что мы любим фильмы Леонида Гайдая

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Ровно сто лет назад родился Леонид Гайдай — режиссер, над комедиями которого хохотала вся страна. Он всегда стремился, чтобы его фильмы «были интересны и понятны бабушке в Йошкар-Оле», и говорил, что «три секунды на экране равняются трем часам в жизни». Формулы Гайдая сработали: тогда его ленты стали хитами отечественного проката, а сейчас — тем, без чего трудно представить историю советского кинематографа. Рассказываем, с чего начинал и чем полюбился Леонид Гайдай.

Основано на реальных событиях

Леонид Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии. Через некоторое время его семья перебралась в Иркутск. Там будущий режиссер окончил железнодорожную школу и через два дня после выпускного пошел записываться в добровольцы — началась война. Гайдай попал в Калининский фронт, но служба его продлилась недолго. В 1943-м он пережил второе рождение — юноша подорвался на мине, но, к счастью, выжил.

Армейские годы сослужили Гайдаю хорошую службу. Многие ситуации, произошедшие в этот период, оказались в его фильмах. Например, сцена из «Кавказской пленницы», где Шурик едет верхом на осле, была вдохновлена службой постановщика в Монголии. Лошади местной породы невысокого роста, поэтому, когда Гайдай садился верхом на коня, его ноги волочились по земле.

Момент с перевоспитанием «граждан алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» тоже взят из реальной жизни. Нина Гребешкова, жена Гайдая, рассказывала, что в часть, где служил ее муж, однажды пришел военком и спросил, кто хочет на фронт. Тогда «Я!» ответила вся шеренга.

Путь в режиссуру

Режиссером Гайдай стал не сразу. После армии он поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, а затем ушел во ВГИК.

Первым фильмом стал «Долгий путь» в соавторстве с Валентином Невзоровым. История о станционном смотрителе Василие Кругликове, которого некогда разлучили с возлюбленной Раисой, разительно отличается от картин, с которыми принято ассоциировать имя постановщика. Фильм о несбывшихся надеждах горький и трагичный, и всё же Михаил Ромм усмотрел в нем нечто такое, что навело его на мысль посоветовать коллеге попробовать себя в комедии.

В 1958 году Гайдай выпустил «Жениха с того света». По сюжету сотрудника Кустового управления курортными учреждениями («КУКУ») Петухова из-за нелепой случайности признают погибшим в автокатастрофе. Чтобы доказать, что он живой, герою приходится ввязаться в бумажную волокиту.

Режиссер доказал, что Ромм не ошибся. Сатирическая комедия Гайдая, иронизирующая над паразитической бюрократией, царившей в советском обществе, оказалась под прицелом властей. Фильм подвергся жесткой цензуре и в результате вышел в прокат в сильно урезанном виде.

Уже тогда постановщик зарекомендовал себя как народный режиссер, ведь юмор его комедий был близок и понятен каждому, а реплики из фильма ушли в народ: «Я не кукую, товарищ», «Не шуми, я сплю вечным сном», «Ничего! Все там будем».

Первые успехи

Из-за проблем с «Женихом с того света» Гайдай подумывал отказаться от комедии, но вышедший в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» принес постановщику долгожданный успех и заставил вновь поверить в себя. Именно здесь появляется легендарная троица неудачливых правонарушителей — Труса, Балбеса и Бывалого, без которых теперь невозможно представить знаменитые гайдаевские картины.

В 1960-1970-х режиссер снимает фильмы, которые становятся хитами сразу после выхода. «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» бьют рекорды в советском кинопрокате. А их актеры — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Андрей Миронов становятся главными зрительскими любимцами.

Любовь к немому кино

Визуальный облик, который выделял бы его среди коллег, постановщик нашел в немом кино. Будучи ребенком, Гайдай обожал смотреть фильмы Мака Сеннета, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, но больше всего — Чарли Чаплина. Ради «маленького бродяги» он готов был прятаться под сиденьями кинотеатров, чтобы еще раз увидеть то, с какой виртуозностью кинематографист создавал свои киномиры.

В общем-то, комедии Гайдая отдают дань его детской влюбленности. Как и немые картины, фильмы постановщика строятся на мастерском владении монтажом, ритмом и музыкой. Для усиления комического эффекта Гайдай прибегает к различным трюкам и гэгам (визуальным шуткам, отличающимся своей нелепостью). В лентах он не скупится на прыжки, падения, погони под динамичные композиции и вплетает в повествование абсурдные ситуации, которые оставляют в недоумении как самих героев, так и зрителей (вроде проезда Балбеса сквозь дерево в «Самогонщиках»).

Цензура

О борьбе Гайдая за то, чтобы его картины увидели свет, можно написать отдельную статью. Практически все полюбившиеся советскому зрителю комедии постановщика претерпели изменения. Например, Шурик изначально был никакой не Шурик, а Владлен. Имя комедийного героя, которое ассоциировалось с вождем пролетариата, цензурному комитету показалось неправильным, и его потребовали изменить.

В «Иване Васильевиче» цензоров возмутило откровенное ерничество Гайдая над советской властью. Например, в сцене, где Бунша интересуется, кто оплатит банкет, Милославский ему должен был ответить: «Народ, батюшка, народ». Чиновников это не устроило, поэтому появилась фраза «Во всяком случае, не мы!»

Несколько неприятных эпизодов произошло и с «Бриллиантовой рукой». Лента о простом бухгалтере Семене Горбункове, который совершенно случайно оказывается вовлечен в мошенническую авантюру, подверглась правкам еще на моменте написания сценария. Представителей Госкино возмущали «алкоголизм» героя и «развращение нравов» (сцена со Светланой Светличной в отеле), они требовали увеличить роль милиции в ленте и отказаться от ироничного упоминания партии и соцреализма. После того, как фильм был снят, появились претензии к актерам — они, по мнению цензоров, играли то слишком пресно, то «пошло». В итоге Гайдай настолько устал от нескончаемых претензий к картине, что вставил в конец сцену атомного взрыва… и получил карт-бланш. Цензоры настолько обеспокоились тем, чтобы этот момент не вошел в окончательную версию фильма, что о других претензиях совершенно забыли.

Сегодня трудно представить, что мы могли бы никогда не услышать выдуманное «Бамбарбия! Кергуду!», и не узнать, «что же крест животворящий делает». Гайдай открыл зрителю целый мир, которым правил смех. А он, как известно, лучшее лекарство.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно