Смеются все! За что мы любим фильмы Леонида Гайдая
/b4d13599cf534bcba348ca40bac28f4a/a_laburec.png)
Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»
Ровно сто лет назад родился Леонид Гайдай — режиссер, над комедиями которого хохотала вся страна. Он всегда стремился, чтобы его фильмы «были интересны и понятны бабушке в Йошкар-Оле», и говорил, что «три секунды на экране равняются трем часам в жизни». Формулы Гайдая сработали: тогда его ленты стали хитами отечественного проката, а сейчас — тем, без чего трудно представить историю советского кинематографа. Рассказываем, с чего начинал и чем полюбился Леонид Гайдай.
/ac66409a9a55494d966f8a078ba04c96/kavkazskaya-plennica_cover.jpg)
/7554a790c40e402e83a5f049ccf5acc2/kavkazskaya-plennica_cover.jpg)
Основано на реальных событиях
Леонид Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии. Через некоторое время его семья перебралась в Иркутск. Там будущий режиссер окончил железнодорожную школу и через два дня после выпускного пошел записываться в добровольцы — началась война. Гайдай попал в Калининский фронт, но служба его продлилась недолго. В 1943-м он пережил второе рождение — юноша подорвался на мине, но, к счастью, выжил.
Армейские годы сослужили Гайдаю хорошую службу. Многие ситуации, произошедшие в этот период, оказались в его фильмах. Например, сцена из «Кавказской пленницы», где Шурик едет верхом на осле, была вдохновлена службой постановщика в Монголии. Лошади местной породы невысокого роста, поэтому, когда Гайдай садился верхом на коня, его ноги волочились по земле.
Момент с перевоспитанием «граждан алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» тоже взят из реальной жизни. Нина Гребешкова, жена Гайдая, рассказывала, что в часть, где служил ее муж, однажды пришел военком и спросил, кто хочет на фронт. Тогда «Я!» ответила вся шеренга.
/f6673a5395f44550a471b94eaed8ad76/operaciya-y_1.jpg)
/284a3e1435924ad584a5db616abf695d/kavkazskaya-plennica_1.jpg)
Путь в режиссуру
Режиссером Гайдай стал не сразу. После армии он поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, а затем ушел во ВГИК.
Первым фильмом стал «Долгий путь» в соавторстве с Валентином Невзоровым. История о станционном смотрителе Василие Кругликове, которого некогда разлучили с возлюбленной Раисой, разительно отличается от картин, с которыми принято ассоциировать имя постановщика. Фильм о несбывшихся надеждах горький и трагичный, и всё же Михаил Ромм усмотрел в нем нечто такое, что навело его на мысль посоветовать коллеге попробовать себя в комедии.
/65053146f420426fbc84aa060b170beb/dolgiy-put_2.jpg)
/b5e1f7c5548747f88f80904f357c6d57/dolgiy-put_5.jpg)
/341bdae3261a4148b66b2e4f4877355d/dolgiy-put_4.jpg)
/e50482fae2854590b42cece41aa5133c/dolgiy-put_6.jpg)
/f394a49860134e028316d7a53cd1cc73/dolgiy-put_7.jpg)
/aa0c4ee88ecc4149a6dd444b45dfac13/dolgiy-put_8.jpg)
/b3de3413b81f4c75b1122b1d1d80eb22/dolgiy-put_10.jpg)
В 1958 году Гайдай выпустил «Жениха с того света». По сюжету сотрудника Кустового управления курортными учреждениями («КУКУ») Петухова из-за нелепой случайности признают погибшим в автокатастрофе. Чтобы доказать, что он живой, герою приходится ввязаться в бумажную волокиту.
Режиссер доказал, что Ромм не ошибся. Сатирическая комедия Гайдая, иронизирующая над паразитической бюрократией, царившей в советском обществе, оказалась под прицелом властей. Фильм подвергся жесткой цензуре и в результате вышел в прокат в сильно урезанном виде.
Уже тогда постановщик зарекомендовал себя как народный режиссер, ведь юмор его комедий был близок и понятен каждому, а реплики из фильма ушли в народ: «Я не кукую, товарищ», «Не шуми, я сплю вечным сном», «Ничего! Все там будем».
/411357f0e6394ed39993a6f0e8948697/zhenih-s-togo-sveta_9.jpg)
/16ee6b686dd34f2ca6ce7ec371053977/zhenih-s-togo-sveta_8.jpg)
/2d8ce412e3074e75a1374a9e5416d9d5/zhenih-s-togo-sveta_7.jpg)
/e8c40e275dce4e6ba68e73d5ca9957a1/zhenih-s-togo-sveta_6.jpg)
/c0ef7950022a4e1099626fba52362a45/zhenih-s-togo-sveta_5.jpg)
/57ced103c47a43a0914c5e8e086f5331/zhenih-s-togo-sveta_4.jpg)
/eca881b5862c4d09862ad9dfa306fbb6/zhenih-s-togo-sveta_3.jpg)
/6ae424edce12433e9095fe930962fe3a/zhenih-s-togo-sveta_2.jpg)
/d612094a4ef04a44853c8a0064825b1c/zhenih-s-togo-sveta_1.jpg)
Первые успехи
Из-за проблем с «Женихом с того света» Гайдай подумывал отказаться от комедии, но вышедший в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» принес постановщику долгожданный успех и заставил вновь поверить в себя. Именно здесь появляется легендарная троица неудачливых правонарушителей — Труса, Балбеса и Бывалого, без которых теперь невозможно представить знаменитые гайдаевские картины.
В 1960-1970-х режиссер снимает фильмы, которые становятся хитами сразу после выхода. «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» бьют рекорды в советском кинопрокате. А их актеры — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Андрей Миронов становятся главными зрительскими любимцами.
/05109a9285c44ca7bf1678e8a099930e/actors3.jpg)
/c1846222405f4733986c5bfa7e8b1d70/actors.jpg)
/4e31f1c6bdae478d95bd6182efbe2e0b/actors_1.jpg)
/521a2a37df08467c8bcc58b45a580782/actors4.jpg)
/bd7687beccdd4fb98875027cfe54a025/actors10.jpg)
/5adde69ff6aa4d3b91bb0e76d74785d9/actors6.jpg)
/0519eeecfe3749eb9921ffaa2f68c6d7/actors8.jpg)
/22eefe8559ab422597136e7bafbdca04/actors9.jpg)
Любовь к немому кино
Визуальный облик, который выделял бы его среди коллег, постановщик нашел в немом кино. Будучи ребенком, Гайдай обожал смотреть фильмы Мака Сеннета, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, но больше всего — Чарли Чаплина. Ради «маленького бродяги» он готов был прятаться под сиденьями кинотеатров, чтобы еще раз увидеть то, с какой виртуозностью кинематографист создавал свои киномиры.
В общем-то, комедии Гайдая отдают дань его детской влюбленности. Как и немые картины, фильмы постановщика строятся на мастерском владении монтажом, ритмом и музыкой. Для усиления комического эффекта Гайдай прибегает к различным трюкам и гэгам (визуальным шуткам, отличающимся своей нелепостью). В лентах он не скупится на прыжки, падения, погони под динамичные композиции и вплетает в повествование абсурдные ситуации, которые оставляют в недоумении как самих героев, так и зрителей (вроде проезда Балбеса сквозь дерево в «Самогонщиках»).
/3c667ae953e040a5ace948bce0dbb387/samogonshchiki_2.jpg)
/3fbf60c6590a4d909a09fe1a73ea5e0f/samogonshchiki_1.jpg)
Цензура
О борьбе Гайдая за то, чтобы его картины увидели свет, можно написать отдельную статью. Практически все полюбившиеся советскому зрителю комедии постановщика претерпели изменения. Например, Шурик изначально был никакой не Шурик, а Владлен. Имя комедийного героя, которое ассоциировалось с вождем пролетариата, цензурному комитету показалось неправильным, и его потребовали изменить.
В «Иване Васильевиче» цензоров возмутило откровенное ерничество Гайдая над советской властью. Например, в сцене, где Бунша интересуется, кто оплатит банкет, Милославский ему должен был ответить: «Народ, батюшка, народ». Чиновников это не устроило, поэтому появилась фраза «Во всяком случае, не мы!»
/1a9831feeae2412ea92b20fe85d4dca9/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_4.jpg)
/fb41eace043947e4a9c17943e7b09739/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_1.jpg)
/3bb806e88d294f9087cc8b7c7846eeb2/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_5.jpg)
/e6c3b0357eba46a79ad03a73acb14c6b/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_7.jpg)
/b803a755d85a4c60b0d8359b9e8f9f16/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_3.jpg)
/1bc23f79e1054a96a7d851da9db9b3e0/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_9.jpg)
/cc630d4c5d0c4228acc2283c02d31944/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_6.jpg)
/ebe2cf9a65a946fc8fa6ab89ae2d467d/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_2.jpg)
/ff7fea0184dc413d8b639db4c3515057/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu_10.jpg)
Несколько неприятных эпизодов произошло и с «Бриллиантовой рукой». Лента о простом бухгалтере Семене Горбункове, который совершенно случайно оказывается вовлечен в мошенническую авантюру, подверглась правкам еще на моменте написания сценария. Представителей Госкино возмущали «алкоголизм» героя и «развращение нравов» (сцена со Светланой Светличной в отеле), они требовали увеличить роль милиции в ленте и отказаться от ироничного упоминания партии и соцреализма. После того, как фильм был снят, появились претензии к актерам — они, по мнению цензоров, играли то слишком пресно, то «пошло». В итоге Гайдай настолько устал от нескончаемых претензий к картине, что вставил в конец сцену атомного взрыва… и получил карт-бланш. Цензоры настолько обеспокоились тем, чтобы этот момент не вошел в окончательную версию фильма, что о других претензиях совершенно забыли.
/baea212f77f74e319e61368d0be7e0c9/brilliantovaya-ruka_1.jpg)
/47238b8e630f49deb3ebf0b624a08358/brilliantovaya-ruka_2.jpg)
/823a055a6b714edcaee7de834601e34b/brilliantovaya-ruka_3.jpg)
/922332817eaf467db33736f202109a95/brilliantovaya-ruka_4.jpg)
/a65d162a09534795a613ee405642e524/brilliantovaya-ruka_5.jpg)
/0fac76bb4f824d4e9c236d7ca3d1e94f/brilliantovaya-ruka_7.jpg)
/a89d2b4669e4411d9c058136154f02d1/brilliantovaya-ruka_6.jpg)
/f5765732f911430d9d4b692172629f48/brilliantovaya-ruka_10.jpg)
/2aeca14635a845cab7244104da903eac/brilliantovaya-ruka_9.jpg)
/75500b6aed144e66b5e13c82e6e73e67/brilliantovaya-ruka_8.jpg)
Сегодня трудно представить, что мы могли бы никогда не услышать выдуманное «Бамбарбия! Кергуду!», и не узнать, «что же крест животворящий делает». Гайдай открыл зрителю целый мир, которым правил смех. А он, как известно, лучшее лекарство.
/873b90a9bf4541d88720f6e0d37eb637/kavkazskaya-plennica_2.jpg)