ЛОНГРИД

5 причин посмотреть нежную мелодраму «Страна Саша» с Марком Эйдельштейном и Марией Мацель

18 августа на START состоится премьера фестивального хита «Страна Саша». Мировая премьера фильма прошла еще в начале года на Международном Берлинском кинофестивале, а летом мелодраму показали на фестивале нового российского кино «Горький fest». «Страна Саша» о семнадцатилетнем парне, не знающем как жить эту жизнь. Рассказываем, почему важно посмотреть эту картину.

Причина № 1

Увидеть Марка Эйдельштейна и Марию Мацель и понять, почему о них сейчас говорят

Главные роли в полнометражном дебюте Юлии Трофимовой исполнили Марк Эйдельштейн и Мария Мацель, которые уже достаточно хорошо знакомы российскому зрителю. Марк служит в театре, участвовал в фильме «Краш» (слово всё чаще употребляют по отношению к самому актеру) и, конечно, запомнился ролью Сени — кладмена-музыканта в сериале «Смычок». Мария известна по ролям на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова (БДТ), мистическому проекту «Перевал Дятлова» и криминальной драме «ЮЗЗЗ» о современных Ромео и Джульетте из Ростова-на-Дону. А еще у актеров есть опыт работы с модными брендами Chanel и Gucci.

О чем говорить на первом свидании?

Мацель и Эйдельштейн играют подростков Сашу и Женю. Они встречаются у кабинета психотерапевта в небольшой поликлинике приморского города. Он пришел расписать стену детского отделения зайчиками, она — поделиться страхами на сеансе. (Не)случайный разговор становится началом первой любви, рожденной в ярких солнечных лучах. Но может ли у нее быть продолжение?

Актеры создают невероятно трогательную пару совсем еще маленьких взрослых, для которых каждый день длиной в жизнь, а завтрашний день приходит с легким волнением и надеждой на то, что все еще можно попробовать. Образы Жени и Саши — возможность для актеров показать себя в новых амплуа, отойти от напряженных сюжетов и раствориться в безмятежности. Через их тонкие и вдумчивые образы открывается то, что переживают современные подростки в столь нежном возрасте.

Эйдельштейн и Мацель обнажают тела и души на экране, и эта откровенность позволяет рассказать простую, но искреннюю историю о той поре, когда не знаешь, что делать, но именно сейчас нужно принимать важные решения. Актеры поражают умением выражать стеснение героев на уровне неуверенной пластики и экспрессивной мимики. Кажется, сама камера оператора Егора Поволоцкого нерешительно подходит к ним и боится заглянуть дальше, чем они позволяют. «Страна Саша» становится еще одним подтверждением — перед нами будущие звезды кино.

Причина № 2

Понять, кто такие зумеры, и что творится у них в голове

Герой Марка Эйдельштейна — зумер. Если упрощать понимание термина, это люди, родившиеся примерно в период между 1997 и 2012 годами. Зумеров отличает тесная связь с информационными технологиями, читайте: они родились со смартфоном в руке. Кроме того, современные подростки стремятся анализировать свой внутренний мир и рано выходить на самостоятельный заработок, чтобы быть независимыми от родителей. Они склонны выбирать творческие профессии или отдают предпочтение сфере IT. Однако это лишь поверхностное суждение. Чтобы получить более глубокое понимание, нужно посмотреть «Страну Сашу».

Раскрасить серые будни

Приглядевшись к героям фильма, становится понятно, что дети поколения Z почти ничем не отличаются от своих родителей, когда те были в их возрасте. Да, они выросли в «цифровой среде», но на самом деле их волнуют те же проблемы, страхи и неопределенность будущего, желание быть здесь и сейчас.

«Страна Саша» дает понять, что современные подростки не стесняются своей уязвимости и ментальных проблем. Они больше открыты к искреннему разговору, как со своими ровесниками, так и со старшим поколением, которое привыкло прятаться за стереотипными установками. В фильме Трофимовой приоткрываются и другие тонкости мироощущения зумеров. Пусть некоторые «модные» слова, вроде «шипперить», могут так и остаться загадочными, становится понятно, чем они живут и что думают.

Причина № 3

Проникнуться атмосферой безмятежного лета, когда вам всего семнадцать лет

Очарование драмы «Страна Саша» кроется в неспешном повествовании. Хотя в основе и лежит несколько конфликтов: внутренний — неясность собственных желаний, внешний — непонимание, как выстроить коммуникацию с окружающими, они не превращают историю в мучительную и неразрешимую борьбу с обстоятельствами. Проблемы проговариваются, ни один вопрос не обесценивается. Серьезные вопросы не мешают зрителям вслед за героями радоваться каждому летнему деньку. Это счастье проливается с экрана в реальную жизнь.

К чему приводят поспешные решения семнадцатилетних?

Кажется, никто из героев фильма, особенно юные персонажи, всерьез не обеспокоен тем, что будет завтра. Это касается взрослого друга Саши — Макса (Дмитрий Ендальцев), его мамы и практически незримого отца (Максим Шпаковский), бросившего семью, когда Саше едва исполнилось три года. Каждый словно живет в сладких мечтах, которые не являются защитой от внешнего мира, а становятся его продолжением. Ведь в приморском городке соленые воды ласково касаются тела, а ветер играет густыми волосами. Жизнь словно замерла. Нет ни завтра, ни серьезных проблем. Есть только сейчас и в нем хочется раствориться.

Когда еще можно не спать до шести утра по собственному желанию и встречать первые ласковые лучи солнца? Только в семнадцать в голову может прийти идея забраться на ненадежную конструкцию, чтобы победить фобию высоты. И лишь в первые годы после школы так жадно хочется играть на укулеле, кататься на скейте и рисовать рыбок на стенах. Каждый кадр фильма пронизан этим духом свободы и авантюризма, который порой пропадает из жизни.

Причина № 4

Увидеть современное прочтение извечного конфликта отцов и детей

Наверное, никогда не придет пора, когда люди перестанут задаваться вопросом взаимоотношений между взрослыми и детьми. Единственное, что отличает каждую культуру и поколение — выводы, которые они делают из этого противостояния.

Поссорится ли Саша с мамой, выбирая вуз для поступления?

В российском кино с начала нулевых появилось много персонажей-детей, ищущих путь к родителям, а как правило, именно к отцам. Эти вопросы пронизывают «Возвращение» Звягинцева, дебют Хлебникова-Попогребского «Коктебель», драму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Ханта и даже отчасти сериал «Бывшие», в котором Яна (Любовь Аксенова) находится в отрыве от отца-деспота. Эта тенденция отражает жажду понять как самих себя, так и прошлое поколение.

В фильме сохраняется эта отчужденность и безотцовщина, но здесь появляется совершенно иной образ матери (Евгения Громова). Она не имеет ничего общего ни с мамой Яны из «Бывших», ни с мамой Мэри (Анна Чиповская) из «Пассажиров», ни с равнодушными матерями из фильмов Германики и Сигарева. Героиня Громовой очевидно родила Сашу, когда сама была немногим старше его. Эта маленькая дистанция в возрасте ощущается и во внешности — у обоих персонажей одухотворенные, почти детские лица — и в поведении. Они разговаривают друг с другом свободно, почти по-товарищески. Хотя мама и говорит о необходимости поступления, сама словно и не знает, что нужно делать в жизни.

Именно это дает свежее прочтение конфликта отцов и детей, в котором каждая сторона может не боясь поделиться своей болью и проявить слабость, не страшась потерять ни авторитет, ни вывести другого из себя.

Причина № 5

Погрузиться в новое течение российского кино

Одновременно с этим «Страна Саша» не только встраивается в кино последних лет, но и открывает новые границы. В последние годы в отечественном кино наметился интерес к героям-подросткам. Это заметно по линейке START YOUNG, в которую входит «Жиза» и «Смычок», мелодраме «Асфальтовое солнце», уже упомянутому проекту «ЮЗЗЗ» и недавней премьере «Межсезонья» Александра Ханта. Это действительно новая тенденция, ведь, как правило, если в российском кино и говорилось о молодых людях, им всем было чуть больше двадцати лет, а возраст между детством и юностью оставался незамеченным.

Саша и море вопросов

Проекты отличаются как с точки зрения жанра, так и с точки зрения режиссерского метода. Заметно, что каждый из них говорит со зрителями на понятном для них языке. Ведь непросто так в самом названии фильма есть слово «страна» — это и утверждение того, что каждый человек — самостоятельное государство со своими правилами, и размышление о том, что таких как Саша сейчас много и вместе они — целая страна.