ЛОНГРИД

5 весомых причин смотреть «Подельников» с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко

14 июля на START состоялась онлайн-премьера фильма «Подельники» с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко. Игровой дебют известного документалиста Евгения ГригорьеваПро рок») рассказывает о хладнокровном убийстве в небольшом поселении. Мы собрали 5 причин, зачем нужно смотреть «Подельников».

Причина № 1

В фильме Евгения Григорьева виртуозный сюжет

В «Подельниках» происходит удивительное сочленение реальных событий из жизни режиссера и мотивов из мифов Пермского края. Благодаря этому синтезу рамки повествования раздвигаются, и частный случай, показанный в фильме, восходит до масштабов общей трагедии. Во многом это ощущение можно объяснить и изолированностью, в которой пребывают герои. Безымянный поселок, оторванный от цивилизации лесами с одной стороны и человеческими предрассудками — с другой — модель мира, в которой есть и иерархия, и законы.

Оружие — запрещено 

Антагонист картины становится известен практически в первых сценах. Это знание дает возможность не отвлекаться на «детектив», а обратить внимание на более серьезные события: то, как произошедшее переживает каждый персонаж.

Саспенс пронизывает драматургию «Подельников», а диалоги героев строятся на недоговоренности — жители знают друг про друга больше, чем они говорят. Оба этих элемента соединяются в кульминационной части картины, и это создает пронзительный финал.

Причина № 2

Мощная актерская игра Лизы Янковской, Юры Борисова и Павла Деревянко

Гениальный сценарий не может быть в полной мере реализован без талантливых актеров. В «Подельниках» Евгений Григорьев собрал выдающихся исполнителей современного российского кино. Актерам удалось достичь полного перевоплощения и создать фактурные, многогранные образы.

Что связывает Витю-Людоеда и Настю?

Павел Деревянко появился в нетипичной для себя роли отъявленного мерзавца Вити-Людоеда, который держит в страхе жителей, вынужденных безропотно подчиняться его воровским законам. Деревянко добился и внешней трансформации. В образе бандита он подобен зверю, чьи движения легки и уверенны, а борода, покрытая инеем, скрывает некогда человеческое лицо.

Петя становится наставником Ильи

В «Подельниках» Юра Борисов играет протагониста Петю. В начале картины он приезжает в село, где родился. Некогда он был перспективным биатлонистом, теперь решает угнездиться и стать учителем физкультуры в местной школе. В родной край он берет и супругу Настю (Лиза Янковская) — образованную городскую девушку, страдающую от проблем в отношениях. Он сразу же вступает в конфликт с новым миром, а потом и вовсе пытается переиграть его по своим хитрым правилам.

Актеры создали объемные образы. Зрителям известны не только их внешние действия, но и сложная бурлящая внутренняя жизнь. Известно, что их тревожит и что является отрадой.

Пугающее перевоплощение Павла Деревянко

Наравне с профессиональными актерами в «Подельниках» играет и юный актер-дебютант Ярослав Могильников. В его Илье сочетается и детская непосредственность, и взрослая инстинктивная жестокость, жажда справедливого возмездия. Смотреть «Подельников» нужно, чтобы окончательно попрощаться с предубежденностью, что в российском кино нет молодых талантливых актеров.

Причина № 3

Оригинальный синтез игрового и неигрового кино

В фильме Евгения Григорьева переплетается игровое и неигровое кино. Хотя сам режиссер неоднократно говорил, что метод съемки игрового и документального кино противоположен, и на этой картине он работал в новом для себя формате, все же нельзя не заметить в ней влияния бэкграунда документалиста.

Житель поселения

Съемки проходили на натуре. Актеры и техника по-настоящему замерзали на сильном холоде, достигающем сорока градусов. По воспоминаниям Юры Борисова, при такой температуре замерзало лицо и оставалось играть лишь глазами. До начала съемок исполнители, по просьбе Григорьева, прожили несколько недель в поселении. Это было необходимо для более глубокого погружения в атмосферу истории и характеры героев. И хотя это не документалистика, очевидно, что превратности жизни оказывали колоссальное влияние на фильм, как это и случается в работе над неигровым кино.

Празднование Масленицы, которое завершится кровопролитием

Почерк режиссера-документалиста заметен и в тех сценах, где жители поселения ведут повседневную жизнь. Оператор Артем Анисимов фокусируется на, казалось бы, незначительных для повествования элементах: эмалированных кружках, старой мебели, фактуре ткани, густых сугробах. Это дарит ощущение дыхания жизни, украдкой подсмотренной реальности.

Илья жаждет мести

Апогей соединения игрового и неигрового кино наступает в сценах, когда Григорьев показывает обычаи героев села. Празднование Масленицы для них связано с почитанием мифа о медведе, попавшем в мир людей. Народные гуляния на экране, словно не срежиссированы, а зафиксированы, как в одной из культовых картин якутской «новой волны» — «Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова, в которой игровое начало вплетается в документальные кадры с ысыаха — праздника лета в Якутии.

Этим вниманием к реальным фактам Григорьев-документалист обнаруживает себя. Но одновременно он проявляет себя как талантливый драматург, рассказывающий волнительную историю о справедливости и подлости, силе и слабости.

Причина № 4

Вновь подумать, где должна стоять запятая в выражении: «Казнить нельзя помиловать»

Смотреть «Подельников» можно, чтобы попытаться найти ответ на морально-этические вопросы. Это многогранное кино — и миф, и реальная жизнь. История о любви и беспощадная драма о жизни «по понятиям». Многозначность выражается на уровне названия картины. Подельник — Павел Деревянко, его соучастниками становятся жители деревни, но и герои Юры Борисова и Ярослава Могильникова — тоже подельники. Это говорит о том, что каждый в определенный момент выполняет роль безмолвного свидетеля несправедливости.

Что сильнее: гражданское законодательство или законы села?

Неоднократно на протяжении повествования герои встают перед сложным моральным выбором: рассказать правду или промолчать, отомстить или отпустить, ревновать или смириться. В этих точках и развивается характер персонажей, а вместе с тем и движется сам сюжет.

С самого начала безнаказанность героя Деревянко вызывает справедливый гнев, но одновременно с этим режиссер не стремится сразу наказать преступника, хотя и расставляет по ходу сюжета для него опасные ловушки. И это вновь дает возможность задуматься о том, каким должно быть истинное возмездие.

Причина № 5

Смотреть «Подельников» — узнавать российское кино

«Подельники» самобытное и оригинальное творение Евгения Григорьева, которое гармонично встраивается в ряд других отечественных картин, любимых зрителями.

Погребальный обычай

Во время просмотра можно вспомнить брутальное творчество Алексея Балабанова (к слову, Григорьев родился в Свердловской области, а сам Балабанов — в Свердловске), особенно «Кочегара», в котором герои также проходят через сложный выбор между возмездием и помилованием.

Поскольку режиссер обращается к народной российской культуре, популяризирует и даже актуализирует ее, невозможно не вспомнить Алексея Федорченко с его картинами о малых народностях — «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Режиссер выступил художественным руководителем «Подельников».

Народные проводы в последний путь

Типажи Юры Борисова, Лизы Янковской, Павла Деревянко и картины жизни, начиная от обрядовых венков и заканчивая кирзовыми сапогами, отзовутся у каждого зрителя. В этом проявляется дух картины, так кино становится «народным», и поэтому хочется смотреть «Подельников» вновь.

Поделиться
Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно