ЛОНГРИД

5 весомых причин смотреть «Подельников» с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко

14 июля на START состоялась онлайн-премьера фильма «Подельники» с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко. Игровой дебют известного документалиста Евгения ГригорьеваПро рок») рассказывает о хладнокровном убийстве в небольшом поселении. Мы собрали 5 причин, зачем нужно смотреть «Подельников».

Причина № 1

В фильме Евгения Григорьева виртуозный сюжет

В «Подельниках» происходит удивительное сочленение реальных событий из жизни режиссера и мотивов из мифов Пермского края. Благодаря этому синтезу рамки повествования раздвигаются, и частный случай, показанный в фильме, восходит до масштабов общей трагедии. Во многом это ощущение можно объяснить и изолированностью, в которой пребывают герои. Безымянный поселок, оторванный от цивилизации лесами с одной стороны и человеческими предрассудками — с другой — модель мира, в которой есть и иерархия, и законы.

Оружие — запрещено

Антагонист картины становится известен практически в первых сценах. Это знание дает возможность не отвлекаться на «детектив», а обратить внимание на более серьезные события: то, как произошедшее переживает каждый персонаж.

Саспенс пронизывает драматургию «Подельников», а диалоги героев строятся на недоговоренности — жители знают друг про друга больше, чем они говорят. Оба этих элемента соединяются в кульминационной части картины, и это создает пронзительный финал.

Причина № 2

Мощная актерская игра Лизы Янковской, Юры Борисова и Павла Деревянко

Гениальный сценарий не может быть в полной мере реализован без талантливых актеров. В «Подельниках» Евгений Григорьев собрал выдающихся исполнителей современного российского кино. Актерам удалось достичь полного перевоплощения и создать фактурные, многогранные образы.

Что связывает Витю-Людоеда и Настю?

Павел Деревянко появился в нетипичной для себя роли отъявленного мерзавца Вити-Людоеда, который держит в страхе жителей, вынужденных безропотно подчиняться его воровским законам. Деревянко добился и внешней трансформации. В образе бандита он подобен зверю, чьи движения легки и уверенны, а борода, покрытая инеем, скрывает некогда человеческое лицо.

Петя становится наставником Ильи

В «Подельниках» Юра Борисов играет протагониста Петю. В начале картины он приезжает в село, где родился. Некогда он был перспективным биатлонистом, теперь решает угнездиться и стать учителем физкультуры в местной школе. В родной край он берет и супругу Настю (Лиза Янковская) — образованную городскую девушку, страдающую от проблем в отношениях. Он сразу же вступает в конфликт с новым миром, а потом и вовсе пытается переиграть его по своим хитрым правилам.

Актеры создали объемные образы. Зрителям известны не только их внешние действия, но и сложная бурлящая внутренняя жизнь. Известно, что их тревожит и что является отрадой.

Пугающее перевоплощение Павла Деревянко

Наравне с профессиональными актерами в «Подельниках» играет и юный актер-дебютант Ярослав Могильников. В его Илье сочетается и детская непосредственность, и взрослая инстинктивная жестокость, жажда справедливого возмездия. Смотреть «Подельников» нужно, чтобы окончательно попрощаться с предубежденностью, что в российском кино нет молодых талантливых актеров.

Причина № 3

Оригинальный синтез игрового и неигрового кино

В фильме Евгения Григорьева переплетается игровое и неигровое кино. Хотя сам режиссер неоднократно говорил, что метод съемки игрового и документального кино противоположен, и на этой картине он работал в новом для себя формате, все же нельзя не заметить в ней влияния бэкграунда документалиста.

Житель поселения

Съемки проходили на натуре. Актеры и техника по-настоящему замерзали на сильном холоде, достигающем сорока градусов. По воспоминаниям Юры Борисова, при такой температуре замерзало лицо и оставалось играть лишь глазами. До начала съемок исполнители, по просьбе Григорьева, прожили несколько недель в поселении. Это было необходимо для более глубокого погружения в атмосферу истории и характеры героев. И хотя это не документалистика, очевидно, что превратности жизни оказывали колоссальное влияние на фильм, как это и случается в работе над неигровым кино.

Празднование Масленицы, которое завершится кровопролитием

Почерк режиссера-документалиста заметен и в тех сценах, где жители поселения ведут повседневную жизнь. Оператор Артем Анисимов фокусируется на, казалось бы, незначительных для повествования элементах: эмалированных кружках, старой мебели, фактуре ткани, густых сугробах. Это дарит ощущение дыхания жизни, украдкой подсмотренной реальности.

Илья жаждет мести

Апогей соединения игрового и неигрового кино наступает в сценах, когда Григорьев показывает обычаи героев села. Празднование Масленицы для них связано с почитанием мифа о медведе, попавшем в мир людей. Народные гуляния на экране, словно не срежиссированы, а зафиксированы, как в одной из культовых картин якутской «новой волны» — «Бог Дьёсёгёй» Сергея Потапова, в которой игровое начало вплетается в документальные кадры с ысыаха — праздника лета в Якутии.

Этим вниманием к реальным фактам Григорьев-документалист обнаруживает себя. Но одновременно он проявляет себя как талантливый драматург, рассказывающий волнительную историю о справедливости и подлости, силе и слабости.

Причина № 4

Вновь подумать, где должна стоять запятая в выражении: «Казнить нельзя помиловать»

Смотреть «Подельников» можно, чтобы попытаться найти ответ на морально-этические вопросы. Это многогранное кино — и миф, и реальная жизнь. История о любви и беспощадная драма о жизни «по понятиям». Многозначность выражается на уровне названия картины. Подельник — Павел Деревянко, его соучастниками становятся жители деревни, но и герои Юры Борисова и Ярослава Могильникова — тоже подельники. Это говорит о том, что каждый в определенный момент выполняет роль безмолвного свидетеля несправедливости.

Что сильнее: гражданское законодательство или законы села?

Неоднократно на протяжении повествования герои встают перед сложным моральным выбором: рассказать правду или промолчать, отомстить или отпустить, ревновать или смириться. В этих точках и развивается характер персонажей, а вместе с тем и движется сам сюжет.

С самого начала безнаказанность героя Деревянко вызывает справедливый гнев, но одновременно с этим режиссер не стремится сразу наказать преступника, хотя и расставляет по ходу сюжета для него опасные ловушки. И это вновь дает возможность задуматься о том, каким должно быть истинное возмездие.

Причина № 5

Смотреть «Подельников» — узнавать российское кино

«Подельники» самобытное и оригинальное творение Евгения Григорьева, которое гармонично встраивается в ряд других отечественных картин, любимых зрителями.

Погребальный обычай

Во время просмотра можно вспомнить брутальное творчество Алексея Балабанова (к слову, Григорьев родился в Свердловской области, а сам Балабанов — в Свердловске), особенно «Кочегара», в котором герои также проходят через сложный выбор между возмездием и помилованием.

Поскольку режиссер обращается к народной российской культуре, популяризирует и даже актуализирует ее, невозможно не вспомнить Алексея Федорченко с его картинами о малых народностях — «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Режиссер выступил художественным руководителем «Подельников».

Народные проводы в последний путь

Типажи Юры Борисова, Лизы Янковской, Павла Деревянко и картины жизни, начиная от обрядовых венков и заканчивая кирзовыми сапогами, отзовутся у каждого зрителя. В этом проявляется дух картины, так кино становится «народным», и поэтому хочется смотреть «Подельников» вновь.