ИНТЕРВЬЮ

«У нас страна безотцовщины»: сценарист Андрей Золотарев о работе над сериалом «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, «7дней.ru», «Кинотексты»

На START выходит самый ожидаемый и популярный сериал осени — «Слово пацана. Кровь на асфальте». Благодаря этой драме число платящих пользователей нашего онлайн-кинотеатра уже достигло 3 миллионов подписчиков. Вместе с Жорой Крыжовниковым над сценарием работал Андрей Золотарев — автор нашумевшего «Притяжения» Федора Бондарчука и «13 клинической» с Данилой Козловским. Поговорили с Андреем о том, сколько времени потребовалось на воплощение идеи, каким ему запомнился период на стыке 80-х и 90-х и ждать ли в будущем продолжения истории.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Некоторые называют «Слово пацана. Кровь на асфальте» новой «Бригадой». Вы согласны с таким утверждением? В чем принципиальное отличие этих проектов?
Сериалы сравнивают только по одной причине: потому что оба проекта — истории про пацанов. Когда мы затрагиваем эту тему, на ум приходят самые знаковые вещи, а «Бригада» для российского телевидения именно такая. Больше ничего «Слово» с «Бригадой» не объединяет. У нас жанр, герои, место действия другие и даже время отличается.
Долго писали сценарий? Сколько прошло с момента замысла до реализации идеи?
Работа над «Словом пацана» не была долгостроем, но и быстротечной ее не назовешь. Сначала мы с Жорой проводили ресерч: общались с разными людьми, подробно выясняли, как и где все происходило, искали множество вещей, помогающих проникнуться атмосферой, в которой жили ребята. Информации было, наверное, на 5 000 % больше, чем в итоге осталось в сериале, но она нам очень помогла. Затем мы приступили к написанию текста, этот процесс занял меньше времени.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Как выглядело ваше сотрудничество с Жорой Крыжовниковым (наст. имя — Андрей Першин)? Сходились в идеях и видении или были моменты, когда приходилось спорить?
Понимаете, если люди все время друг другу поддакивают, как правило, ничего хорошего не получается. Спор и конфликт — основа драматургии. Коллеги собираются для того, чтобы сопоставить разные мнения и попробовать вместе понять, куда стоит двигаться. Другое дело, что конфликты иногда перерастают в межличностные. Вот это опасно, но здесь такого не происходило.
Взаимодействие с Жорой было очень комфортным, потому что он в том числе сценарист, а со сценаристом работать всегда легко и приятно. Тем более это не первый наш совместный проект.
Повлияли ли на сценарий актеры? Пришлось ли переписывать какие-то сцены?
Я на съемках не присутствовал, это уже территория Жоры. На экране я видел сценарий, который был написан. Думаю, ничего не меняли потому, что это уверенный текст и создавал его в том числе режиссер.
В центре внимания «Слова пацана» — молодые парни, столкнувшиеся с издевательствами со стороны сверстников, безотцовщиной, семейной жестокостью. Насколько в целом для вас важна подростковая проблематика и откликнется ли, по-вашему, сериал в сердцах современных школьников?
На 100 % уверен, что откликнется, но не тематика, а эмоция. Откликается всегда эмоция. Если ее правильно передать в интересном материале, то тема вообще не будет иметь никакого отношения к зрительскому вниманию. Что касается подростковой проблематики, единственный способ сделать что-то хорошо — быть самому заинтересованным в этом. А безотцовщина здесь, скорее, как срез эпохи. У нас в целом страна безотцовщины, никуда не деться. Однако мы не то чтобы хотели о ней рассказать, это, скорее, обстоятельства, в которых герои существуют.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Почему вы решили рассказать историю от лица Андрея, а не Марата, который кажется не менее любопытным персонажем с непростым бэкграундом?
А почему вы думаете, что она рассказана только от лица Андрея (Леон Кемстач)? Когда вы досмотрите, у вас, вероятно, сложится другое ощущение. В нашей истории герои практически равноценны. Есть три персонажа, которых можно назвать основными: два брата — Марат (Рузиль Минекаев) и Вова (Иван Янковский) — и Андрей. Наверное, последний кажется более главным, потому что его арка острее, но по времени, которое мы уделяем каждому из них, и по нашему интересу они равнозначны.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
В начале, когда мы только знакомимся с главным героем, он руководствуется собственными принципами и отказывается идти у кого-либо на поводу. Почему Андрей так легко соглашается на воровство и в итоге становится пацаном?
Можно долго судить о том, что хорошо, что плохо. Мы всегда ставим себя на позицию героя. Каждый персонаж действует ровно так, как вели бы себя мы, будучи в его шкуре. Вот представляю: я хороший парень, хожу в музыкалку, люблю маму, но при этом мне хочется кепку, потому что это атрибутика успеха. Стою перед ней в магазине, а рядом со мной товарищ, который, как мне кажется, круче меня, выше по социальной лестнице. Он говорит: есть способ ее получить. Но я пока выступаю в роли человека, который только помогает. Не ворую, а отвлекаю продавщицу, даже не рассчитывая получить кепку. А затем, когда уже беру ворованную вещь, это становится первым шагом на пути в другой мир.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Сегодня нам кажется странным, что человек вот так мог пойти к пацанам «пришиться». Но в то время все люди, которые, как казалось дворовым парням, чего-то стоили, становились такими. Для них это выглядело как какая-то социальная лестница, хотя на самом деле это был путь в ад. К тому же не стоит забывать, что речь идет о подростках, которые еще не совсем понимают последствия своего выбора.
История с утюгом одновременно одна из самых забавных, трогательных и душераздирающих в первых сериях. Как родилась идея?
Да, это потрясающая вещь. Честно говоря, когда пишешь в группе, всегда сложно понять, кто что предложил. Я не помню, откуда взялась идея, вероятно от Жоры. Но весь наш материал — это компиляция всевозможных историй из жизни.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Почему Марата так тянет к музыке и тем, кто ее исполняет? Его новый друг Андрей ходит на уроки игры на пианино, Айгуль, которой мальчик симпатизирует, занимается скрипкой.
Музыка на Марата никак не влияет. Он знакомится с Айгуль (Анка Пересильд) в музыкальной школе и решает ей помочь. Всегда хорошо, когда одни обстоятельства помогают развиваться другим, и не очень хорошо, когда что-то происходит случайно. Мы таким образом соединили персонажей в одной географической точке, это просто драматургический ход.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
В сериале действие происходит на стыке 80-х и 90-х. Каким вам запомнился тот период? И чем вдохновлялись при его воссоздании?
Мы долго выбирали период, в котором будет происходить наша история. Это противоречивое время, когда уже появились жесткие правила, регламентирующие сообщества, но еще не возник бизнес. Пацаны делили асфальт, и это абсолютный парадокс, ведь территории ничего им не давали, кроме ощущения псевдосплоченности.
Источником вдохновения послужила разница между теми детскими ощущениями, которые были когда-то, и воспоминаниями, которые есть сейчас. Даже в Москве в 1989 году происходили не очень хорошие события. Сейчас могу сказать, что было тяжело. Но, будучи ребенком, я чувствовал себя классно. Мы в детстве не сбивались в какие-то стаи, но было нечто похожее, пусть и не со столь строгими правилами и не так системно.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Вы написали уже несколько успешных проектов, в том числе «13 клиническую», «Триггер», « Притяжение», « Ледокол», и все они в разных жанрах. Сложно ли переключаться с одного настроения на другое и какой формат вам нравится больше всего?
Переключаться легко. Мне важно, чтобы история эмоционально меня трогала, жанр здесь не имеет значения. Хотя у меня есть небольшие личные пристрастия: еще с детства люблю смотреть все, что связано с инопланетянами, фэнтези. Это, наверное, какая-то неудовлетворенная потребность из-за дефицита в те времена. Но она не означает, что я пишу только о таких вещах.
Предлагаю поговорить о спойлерах. Есть свежее американское исследование, согласно которому подробное знакомство с деталями и финалом произведения доставляет части зрителей удовольствие, а незнание содержания вызывает стресс. Что думаете по этому поводу? Любите спойлеры?
Не очень люблю, потому что они нивелируют часть нашей работы. Но я должен сказать, что ущерб от спойлеров разнится от жанра к жанру. Если вам заранее раскроют убийцу в детективе, вы потеряете процентов 80 интереса. А если я скажу, что в конце драмы все умрут, ущерб будет меньше.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
А чего ждать от финала проекта «Слово пацана. Кровь на асфальте»?
Его я не раскрою, но надеюсь, вы будете в шоке.
Сценарист — человек, который придумывает историю. Но так сложилось, что все лавры достаются актерам и режиссеру. Почему это происходит и считаете ли вы подобный расклад справедливым?
Нам, сценаристам, это кажется несправедливым, но мы ничего не можем поделать. Из-за чего так произошло? Это чисто российский прикол. В США, например, если вы откроете серьезное исследование, журналы, на первом месте увидите автора, затем режиссера, а потом продюсера. У нас же сначала идет продюсер, потом режиссер, актеры, а где-то в подвале уже сценарист. Однако с нормализацией рынка ситуация выравнивается.
К тому же я не могу сказать, что в России сценаристы бедные, забитые ребята. Относительно американцев, наверное, мы беднее, но не потому, что у нас маленькие гонорары, а потому, что мы не получаем дополнительные чеки от телевизионных показов и продаж на стриминги.
Главный вопрос: будет ли продолжение «Слова пацана»?
Лично я бы очень хотел увидеть продолжение истории, но не уверен, что с теми же героями.
В главных ролях: Иван Янковский, Сергей Бурунов, Никита Кологривый
Режиссер: Жора Крыжовников
Смотреть