Некоторые называют «Слово пацана. Кровь на асфальте» новой «Бригадой». Вы согласны с таким утверждением? В чем принципиальное отличие этих проектов?
Сериалы сравнивают только по одной причине: потому что оба проекта — истории про пацанов. Когда мы затрагиваем эту тему, на ум приходят самые знаковые вещи, а «Бригада» для российского телевидения именно такая. Больше ничего «Слово» с «Бригадой» не объединяет. У нас жанр, герои, место действия другие и даже время отличается.
Долго писали сценарий? Сколько прошло с момента замысла до реализации идеи?
Работа над «Словом пацана» не была долгостроем, но и быстротечной ее не назовешь. Сначала мы с Жорой проводили ресерч: общались с разными людьми, подробно выясняли, как и где все происходило, искали множество вещей, помогающих проникнуться атмосферой, в которой жили ребята. Информации было, наверное, на 5 000 % больше, чем в итоге осталось в сериале, но она нам очень помогла. Затем мы приступили к написанию текста, этот процесс занял меньше времени.
Как выглядело ваше сотрудничество с Жорой Крыжовниковым (наст. имя — Андрей Першин)? Сходились в идеях и видении или были моменты, когда приходилось спорить?
Понимаете, если люди все время друг другу поддакивают, как правило, ничего хорошего не получается. Спор и конфликт — основа драматургии. Коллеги собираются для того, чтобы сопоставить разные мнения и попробовать вместе понять, куда стоит двигаться. Другое дело, что конфликты иногда перерастают в межличностные. Вот это опасно, но здесь такого не происходило.
Взаимодействие с Жорой было очень комфортным, потому что он в том числе сценарист, а со сценаристом работать всегда легко и приятно. Тем более это не первый наш совместный проект.
Повлияли ли на сценарий актеры? Пришлось ли переписывать какие-то сцены?
Я на съемках не присутствовал, это уже территория Жоры. На экране я видел сценарий, который был написан. Думаю, ничего не меняли потому, что это уверенный текст и создавал его в том числе режиссер.
В центре внимания «Слова пацана» — молодые парни, столкнувшиеся с издевательствами со стороны сверстников, безотцовщиной, семейной жестокостью. Насколько в целом для вас важна подростковая проблематика и откликнется ли, по-вашему, сериал в сердцах современных школьников?
На 100 % уверен, что откликнется, но не тематика, а эмоция. Откликается всегда эмоция. Если ее правильно передать в интересном материале, то тема вообще не будет иметь никакого отношения к зрительскому вниманию. Что касается подростковой проблематики, единственный способ сделать что-то хорошо — быть самому заинтересованным в этом. А безотцовщина здесь, скорее, как срез эпохи. У нас в целом страна безотцовщины, никуда не деться. Однако мы не то чтобы хотели о ней рассказать, это, скорее, обстоятельства, в которых герои существуют.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Почему вы решили рассказать историю от лица Андрея, а не Марата, который кажется не менее любопытным персонажем с непростым бэкграундом?
А почему вы думаете, что она рассказана только от лица Андрея (Леон Кемстач)? Когда вы досмотрите, у вас, вероятно, сложится другое ощущение. В нашей истории герои практически равноценны. Есть три персонажа, которых можно назвать основными: два брата — Марат (Рузиль Минекаев) и Вова (Иван Янковский) — и Андрей. Наверное, последний кажется более главным, потому что его арка острее, но по времени, которое мы уделяем каждому из них, и по нашему интересу они равнозначны.
В начале, когда мы только знакомимся с главным героем, он руководствуется собственными принципами и отказывается идти у кого-либо на поводу. Почему Андрей так легко соглашается на воровство и в итоге становится пацаном?
Можно долго судить о том, что хорошо, что плохо. Мы всегда ставим себя на позицию героя. Каждый персонаж действует ровно так, как вели бы себя мы, будучи в его шкуре. Вот представляю: я хороший парень, хожу в музыкалку, люблю маму, но при этом мне хочется кепку, потому что это атрибутика успеха. Стою перед ней в магазине, а рядом со мной товарищ, который, как мне кажется, круче меня, выше по социальной лестнице. Он говорит: есть способ ее получить. Но я пока выступаю в роли человека, который только помогает. Не ворую, а отвлекаю продавщицу, даже не рассчитывая получить кепку. А затем, когда уже беру ворованную вещь, это становится первым шагом на пути в другой мир.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Сегодня нам кажется странным, что человек вот так мог пойти к пацанам «пришиться». Но в то время все люди, которые, как казалось дворовым парням, чего-то стоили, становились такими. Для них это выглядело как какая-то социальная лестница, хотя на самом деле это был путь в ад. К тому же не стоит забывать, что речь идет о подростках, которые еще не совсем понимают последствия своего выбора.
История с утюгом одновременно одна из самых забавных, трогательных и душераздирающих в первых сериях. Как родилась идея?
Да, это потрясающая вещь. Честно говоря, когда пишешь в группе, всегда сложно понять, кто что предложил. Я не помню, откуда взялась идея, вероятно от Жоры. Но весь наш материал — это компиляция всевозможных историй из жизни.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Почему Марата так тянет к музыке и тем, кто ее исполняет? Его новый друг Андрей ходит на уроки игры на пианино, Айгуль, которой мальчик симпатизирует, занимается скрипкой.
Музыка на Марата никак не влияет. Он знакомится с Айгуль (Анка Пересильд) в музыкальной школе и решает ей помочь. Всегда хорошо, когда одни обстоятельства помогают развиваться другим, и не очень хорошо, когда что-то происходит случайно. Мы таким образом соединили персонажей в одной географической точке, это просто драматургический ход.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
В сериале действие происходит на
стыке 80-х и 90-х. Каким вам запомнился тот период? И чем вдохновлялись при его воссоздании?
Мы долго выбирали период, в котором будет происходить наша история. Это противоречивое время, когда уже появились жесткие правила, регламентирующие сообщества, но еще не возник бизнес. Пацаны делили асфальт, и это абсолютный парадокс, ведь территории ничего им не давали, кроме ощущения псевдосплоченности.
Источником вдохновения послужила разница между теми детскими ощущениями, которые были когда-то, и воспоминаниями, которые есть сейчас. Даже в Москве в 1989 году происходили не очень хорошие события. Сейчас могу сказать, что было тяжело. Но, будучи ребенком, я чувствовал себя классно. Мы в детстве не сбивались в какие-то стаи, но было нечто похожее, пусть и не со столь строгими правилами и не так системно.
Вы написали уже несколько успешных проектов, в том числе «13 клиническую», «Триггер», «
Притяжение», «
Ледокол», и все они в разных жанрах. Сложно ли переключаться с одного настроения на другое и какой формат вам нравится больше всего?
Переключаться легко. Мне важно, чтобы история эмоционально меня трогала, жанр здесь не имеет значения. Хотя у меня есть небольшие личные пристрастия: еще с детства люблю смотреть все, что связано с инопланетянами, фэнтези. Это, наверное, какая-то неудовлетворенная потребность из-за дефицита в те времена. Но она не означает, что я пишу только о таких вещах.
Предлагаю поговорить о спойлерах. Есть свежее американское исследование, согласно которому подробное знакомство с деталями и финалом произведения доставляет части зрителей удовольствие, а незнание содержания вызывает стресс. Что думаете по этому поводу? Любите спойлеры?
Не очень люблю, потому что они нивелируют часть нашей работы. Но я должен сказать, что ущерб от спойлеров разнится от жанра к жанру. Если вам заранее раскроют убийцу в детективе, вы потеряете процентов 80 интереса. А если я скажу, что в конце драмы все умрут, ущерб будет меньше.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
А чего ждать от финала проекта «Слово пацана. Кровь на асфальте»?
Его я не раскрою, но надеюсь, вы будете в шоке.
Сценарист — человек, который придумывает историю. Но так сложилось, что все лавры достаются актерам и режиссеру. Почему это происходит и считаете ли вы подобный расклад справедливым?
Нам, сценаристам, это кажется несправедливым, но мы ничего не можем поделать. Из-за чего так произошло? Это чисто российский прикол. В США, например, если вы откроете серьезное исследование, журналы, на первом месте увидите автора, затем режиссера, а потом продюсера. У нас же сначала идет продюсер, потом режиссер, актеры, а где-то в подвале уже сценарист. Однако с нормализацией рынка ситуация выравнивается.
К тому же я не могу сказать, что в России сценаристы бедные, забитые ребята. Относительно американцев, наверное, мы беднее, но не потому, что у нас маленькие гонорары, а потому, что мы не получаем дополнительные чеки от телевизионных показов и продаж на стриминги.
Главный вопрос: будет ли продолжение «Слова пацана»?
Лично я бы очень хотел увидеть продолжение истории, но не уверен, что с теми же героями.