КОЛОНКА

«Наш стиль — вдохновенный дилетантизм»: как снимают Любовь Львова и Сергей Тарамаев

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

«Фишер» — мрачный сериал о поимке одинцовского детоубийцы, который, по одной из версий, закрыл историю смертных казней в России. Авторами ленты выступили Любовь Львова и Сергей Тарамаев, которые несколько месяцев назад произвели на критиков впечатление «Черной весной». START не остался в стороне и тоже поддался очарованию картин режиссерского дуэта. Рассказываем, о чем говорят в своих работах Львова и Тарамаев и чем привлекают внимание.

Яркий дебютный фильм

Каждый раз постановщикам Любови Львовой и Сергею Тарамаеву удается удивить зрителя неожиданными музыкальными открытиями. В чем секрет — ответить могут только они сами. В интервью START кинематографисты назвали свой стиль «вдохновенным дилетантизмом», позаимствовав это словосочетание у основателя Roxy Music Брайана Ферри. Музыкальные критики характеризуют жанровую манеру группы как что-то вроде арт-рока на стыке «новой волны» и попсы. Кажется, это можно отнести и к творчеству Львовой — Тарамаева, для которых каждая новая работа — это вызов себе и миру вокруг.

Режиссеры начинали свой путь в кино с театра. Познакомились в ГИТИСе, оба его и окончили. Затем устроились на работу к своему бывшему педагогу Петру Фоменко, а в 2001 году решили покинуть его мастерскую — потому что, как сказала Львова в одном интервью, «статус и положение — очень скучно». Отбросив страхи, пара решила посвятить себя тому, о чем задумывалась долгое время, — созданию кино.

Дебютный фильм Львовой и Тарамаева появился спустя 12 лет. Называется он «Зимний путь». Драма о невозможности любви под меланхоличный песенный цикл Шуберта выстрелила практически сразу же. Картина была отмечена на «Окне в Европу» в Выборге, завоевала главную награду в Лондоне, была показана в итальянском Лечче и высоко оценена российскими критиками.

В «Зимнем пути» уже встречаются характерные черты, которые присущи всем последующим работам режиссеров. Герои фильма — потерянные романтики и бунтари, которые никак не могут найти себе место в нынешних реалиях и оттого предпочитают балансировать на краю пропасти. Мир вокруг равнодушен и холоден, что подчеркивается приглушенными цветами кадров и непосредственно самим временем года на экране. Сама история лишена сантиментов и фальшивых надежд на светлое будущее, хотя не мечтать о том, что у героев всё получится, попросту не выходит.

Чувственные главные герои

Как мы уже отметили, в центре практически каждого фильма или сериала Львовой и Тарамаева находятся персонажи-романтики, которые не могут смириться с тем, как устроен нынешний мир. В «Зимнем пути» это музыкант Эрик, предпочитающий вместо «сна, прогулок и Шуберта» бутылку водки и пьяные дебоши. В «Метаморфозисе» — хрупкий пианист Сенин, чья трогательная дружба с 11-летней девочкой приводит к трагедии. В «Амбивалентности» — двое приятелей, терзающиеся противоречиями между тем, что правильно и чего им хочется на самом деле. В «Черной весне» — Мел (Глеб Калюжный), решающий возродить забытую традицию дуэли, чтобы желающие могли отомстить обидчикам и защитить свою честь.

Спокойный и нежный взгляд постановщиков оказывается наилучшей оптикой для героев, живущих между прошлым и настоящим и пытающихся понять, кто же они.

Живой язык

Это еще одна отличительная черта кинематографа Львовой и Тарамаева. Герои их фильмов говорят как реальные люди: матерятся, делают ошибки в словах, проглатывают звуки, злоупотребляют словами-паразитами. Речь не только придает достоверности происходящему на экране, но и подчеркивает индивидуальные особенности некоторых персонажей.

Например, в сериале «Фишер», рассказывающем о поимке маньяка, следователь Евгений Боков в исполнении Ивана Янковского «шокает», выдавая ростовский акцент, а еще хамит и не стесняется в выражениях, тем самым демонстрируя свой грубый нрав и достаточно неприятный характер. В «Черной весне» юный поэт и романтик Мел вдохновенно читает уличные стихи, проникается русской литературой, особенно Пушкиным, но в моменты высокого эмоционального напряжения может позволить себе перейти на крепкое словцо (в конце концов, и у нашего главного поэта была нецензурщина). В «Докторе Преображенском» речь главного героя, пластического хирурга Льва, грамотная, уверенная, в результате перед зрителем предстает образ человека умного, прямолинейного, который не контрастирует с социальным статусом и профессией персонажа.

Любопытная операторская работа

Практически каждая работа режиссерского дуэта может похвастаться отличной визуальной составляющей. Постановщики находят красивые пейзажи (будь то навевающее романтику морское побережье в «Черной весне» или угрюмые зимние улицы Москвы в «Зимнем пути»), которые оттеняют состояние героев или, наоборот, с ним контрастируют и усиливают драматический эффект произведений. Не скупятся на съемку ручной камерой, придающей повествованию динамику и еще большей натуралистичности. Эффектно заигрывают с тоном, светом и цветом, то погружая зрителя в гнетущую атмосферу «Фишера» с изуродованными трупами, то отправляя в неоновый мир «Черной весны», который постепенно окрашивается в болезненно красный.

При создании в том числе визуального ряда Львова и Тарамаев вдохновляются творчеством известных кинематографистов. Среди них «Эйфория» Сэма Левинсона, референсы к которой угадываются в «Черной весне», «Настоящий детектив» Ника Пиццолатто, «Охотники за разумом» и «Семь» Дэвида Финчера, послужившие благодатной почвой для создания «Фишера», а также фильмы Гаса Ван Сента, сыгравшие не последнюю роль в съемках «Зимнего пути» и «Метаморфозиса».

Запоминающаяся музыка

Если вы уже давно хотели пополнить свой плейлист новыми композициями, то музыка из фильмов и сериалов Львовой и Тарамаева однозначно рискует в нем оказаться. Мечтали услышать мрачную версию знакомой вам песни из детства? От «Крылатых качелей» в «Фишере» ждите мурашек по коже. К слову, эффект, получаемый от песни, сопоставим с колыбельной в титрах к «Ребенку Розмари» Романа Полански. Настроение погрустить? Тут на помощь придет «Моя душа» из «Черной весны» или сингл «Забавы», записанный Глебом Калюжным.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно