Со страниц на экран
Литературная мама Манюни Наринэ Абгарян впервые рассказала миру о девочке-непоседе из армянского города Берд в своем «Живом журнале» еще в конце нулевых. Истории из жизни подружек-пионерок — озорной Манюни, рассудительной Нарки и ее бойкой младшей сестры Каринки — были основаны на автобиографических воспоминаниях. На личной странице автора оживали мгновения прошлого: первая волнительная встреча с бабушкой новой приятельницы, трудная поездка в село Мовсес с концертом, пугающие визиты к врачам и многое-многое другое. В каждой зарисовке легко было узнать свое детство — и совсем неважно, где и когда оно проходило.
В 2010 году были изданы первые рассказы, сразу после выхода книга стала безумно популярной и спустя время не сдает позиции. В 2011-м «Манюня» получила премию «Рукопись года», через пять лет писательница стала лауреатом «Ясной Поляны». В 2020-м Абгарян попала в список самых ярких авторов Европы по мнению The Guardian.
Книга «Манюня» Наринэ Абгарян
Добрая история легла в основу двух спектаклей для широкой аудитории — в Омском театре для детей и молодежи и в Российском академическом молодежном театре. Хотя изначально «Манюня» была ориентирована на подростков и взрослых, хранящих в душе образы из детства, книга завоевала и сердца совсем юных читателей.
Успех книг не мог остаться незамеченным. Так появилась идея экранизации в формате сериала — тем более поклонники часто спрашивали автора, когда они увидят Манюню в кино. В 2021 году стало известно, что продюсеры Гевонд и Сарик Андреасяны («Онегин», «7 дней, 7 ночей»), сценарист Гайк Асатрян и режиссер Арман Марутян возьмутся за долгожданную адаптацию рассказов Абгарян и съемки пройдут в самой Армении. В конце 2021 года, как и было запланировано, состоялась премьера первого сезона. Его ждал точно такой же успех, как и первоисточник. Затем последовал второй сезон, третий, фильмы. Но в чем же истинная причина популярности историй?
Детство — время хорошее
Если попытаться описать сериал «Манюня» через ассоциации, вероятно, первыми словами, которые всплывут в сознании, будут «семья», «детство», «счастье» и «уют». Эти понятия сложно объяснить, но легко почувствовать — достаточно посмотреть любую серию проекта.
История Манюни и Наринэ начинается в 1979 году. Однако маркер времени волнует лишь взрослых героев. В их репликах сквозят слова о дефицитных импортных пакетах, ухищрениях в поисках одежды и дорогих предметов быта. Для девочек не имеет большого значения, что происходит в мире вокруг, ведь они живут в волшебной стране солнечного детства, где добро всегда побеждает, родные вместе, вся жизнь впереди, а самая серьезная обида и разбитое сердце из-за несчастной первой любви лечатся сгущенкой и козинаками.
Даже неприятные события не оставляют горького послевкусия. Строгое родительское наказание за утопленную скрипку, вынужденная стрижка налысо из-за вошек, поездки в пионерлагерь, где макароны на обед разварились до консистенции каши, — все та же часть счастливых приключений. Страшные страницы из школьной жизни, в которых было и блуждание ночью по лесу после просмотра «Зиты и Гиты» в кинотеатре, и даже несчастный случай на море, разрешаются благополучно, ведь иначе и быть не может. Особенно когда рядом родители. За этим ощущением покоя и безопасности хочется возвращаться вновь и вновь.
Ностальгия по прошлому и есть один из основных крючков, на который попадаются зрители. Аудитория узнаёт себя в героинях истории и вместе с ними вспоминает кумиров детства, главные ночные страхи и отдых-работу в пионерском лагере. Атрибуты эпохи и ее след ощущаются в каждом кадре — от красных галстуков и белых фартуков до иностранной электробритвы.
Стеклянные советские игрушки, которыми девочки украшают елку в фильме «Манюня: Новогодние приключения», отзываются личными воспоминаниями о подготовке к большому празднику, когда можно собраться всем вместе за общим столом и просто поговорить. Зрители, знакомые с эпохой только по книгам и рассказам, при просмотре «Манюни» также невольно предаются светлой тоске по местам и времени, где никогда не были, — это чувство называется анемоя.
Когда все рядом
Одной игрой со временем обаяние сериала не заканчивается. Очарование кроется и в самой трогательной связи Манюни, Нарки и Каринки. Это крепкая дружба, память о которой человек проносит с собой сквозь года.
Умиляют и строгие наставления от Ба, Розы Иосифовны Шац, в которых праведная ярость соединяется с болезненной тревогой за внучку и ее подружек, то и дело готовых попасть в очередную беду. Неспроста же самая младшая и бойкая из них получила грозное прозвище Ходячий Армагеддон! Зрителей трогает мудрость матерей, терпеливость и храбрость отцов девочек. Герои истории — словно дальние незнакомые родственники, чьи фотографии бережно хранятся в толстых альбомах. И это еще один элемент формулы успеха.
Найти актеров для воплощения литературных образов было совсем не простой задачей, но все сложилось и главные артисты понравились и самой Наринэ Абгарян. Персонажи в исполнении юных актрис Кати Темновой (Манюня), Карины Каграманян (Нарка) и Карины Мнацаканян (Каринка) яркие, искренние. На экране они проживают эмоции героинь по-детски наивно и правдиво.
Джульетта Степанян (озвучивает Нонна Гришаева), воплотившая образ строгой, но невероятно нежной Ба, и вовсе рискует перетянуть на себя все зрительской внимание — слишком уж хороши ее кулинарные шедевры, хлесткие фразы и угрозы сыну Михаилу Шацу (Арман Навасардян, озвучивает Владимир Паляница) — робкому романтичному мужчине и самому заботливому отцу.
Образ идеальной семьи воплощают и многодетные Надя (Мариам Мано) и Юра (Армен Маргарян), родители Нарки. В их отношениях, несмотря на все домашние хлопоты и заботу о детях, норовящих создать новые проблемы, сохраняются нежность и трепетность молодоженов. Так на экране рисуется картинка любящей семьи, в которую хочется возвращаться. В ней всегда удается найти понимание и поддержку, а беды остаются за порогом родного дома.
Все эпизоды сопровождает закадровый голос рассказчицы: в сериале — повзрослевшей Нарки, в фильмах текст читает Карина Каграманян. Каждое предложение обладает тонкой поэтикой, невесомостью и светлым юмором, которые словно попадают прямиком в душу, как говорила Нарка о печенье Ба. Эта мелодичность, легкость завораживают не меньше горных пейзажей и городских улиц, залитых солнечными лучами.
Ребенок идет в кино
Уже давно ведутся дискуссии о нехватке фильмов для юной аудитории и отсутствии ребенка-героя на экране. Детские персонажи так и остались в советском кино — в картинах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Человек идет за солнцем», журнале «Ералаш».
Современная отечественная индустрия детских фильмов хорошо развита в части анимации («Малышарики», «Маша и Медведь», «Три кота», «Царевны», «Фиксики» и многое другое), но игровые ленты появляются редко. Вместе с выходом «Последнего богатыря» и в целом активно прогрессирующим направлением сказочного кино ситуация изменилась. Одной из первых ласточек в формировании сферы для самых маленьких стала и «Манюня».
История о девочке с копной огненных волос встраивается в традицию рассказов о детях, к которым можно причислить книги «Эмиль из Лённеберги» Астрид Линдгрен, «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева — они же и стали творческими референсами Наринэ Абгарян. Произведения напоминают советскую литературу для юного читателя: «Динку» Валентины Осеевой, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Последние тоже совсем недавно были экранизированы съемочной командой «Манюни», включая продюсеров Гевонда и Сарика Андреасянов.
Появление нового детского героя на экране — еще один критерий успеха среди зрителей разных поколений и знак, что впереди нас ждет много интересного и уютного кино.