Нейросети и текст
Внедрение искусственного интеллекта активно трансформирует кинопроизводство на всех этапах. Даже после того, как фильм попадает в прокат, работа не останавливается: маркетологи применяют нейросети для анализа зрительских предпочтений и сбора статистических данных.
Но вернемся к стадии препродакшена. Кино начинается с идеи, и сейчас авторы могут прибегнуть к помощи искусственного интеллекта уже на этом этапе. Достаточно правильно сформировать запрос — и из миллионов сценариев, находящихся в открытом доступе, цифровой разум наберет столько мыслей, сколько попросят.
Для тренировки нейросети даже не нужны сами сценарии. Журналисты издания The Atlantic проанализировали данные ресурса OpenSubtitles, где бесплатно размещаются субтитры к фильмам и сериалам, и обнаружили, что разработчики различных чат-ботов неоднократно обращались именно к этому сайту для обучения своих «подопечных».
Скриншот ресурса OpenSubtitles
Подобного рода действия находятся в серой зоне: формально текстовые материалы, собранные для OpenSubtitles с DVD, Blu-ray-дисков и из потокового вещания, не являются ничьей интеллектуальной собственностью, а следовательно, могут использоваться для обучения генеративных ИИ-моделей без опасения нарваться на претензии правообладателей. На данный момент на OpenSubtitles можно найти девять миллионов файлов субтитров на более чем 100 языках и диалектах — огромное поле для работы.
Но ведь нейросеть — просто робот, имитация жизни, разве искусственный разум может создать шедевр? Даже скормив ему тысячи сценариев и научив копировать стилистику «Твин Пикса», «Клана Сопрано», «Крестного отца» или «Бёрдмэна», на выходе удастся получить в лучшем случае неплохую копию, но не самостоятельное произведение. Поэтому пока сценаристы борются за отчисления за использование их интеллектуальной собственности, а не за место под солнцем. Зато пользы нейросети приносят несравненно больше, помогая анализировать и улучшать сценарии, выявляя сильные сюжетные линии, проработанных персонажей и эмоциональные клиффхэнгеры, что повышает вероятность успеха фильма.
Скриншот из видео «Создайте сценарий фильма за считанные минуты с помощью ИИ»
«Возможности искусственного интеллекта кажутся безграничными, особенно при работе со структурой. Принято противопоставлять его деятельность и “живое движение души”, но, по-моему, противопоставление это ложно. Стоит научиться воспринимать нейросети не как врага и конкурента, а как инструмент, позволяющий сфокусироваться на главных задачах.
На меня ИИ, безусловно, влияет, но пока скорее как внешний феномен, больше прикол или страшилка, чем инструмент. Условно говоря, если завтра искусственный интеллект магическим образом трансформируется, в моей работе не поменяется ничего».
На меня ИИ, безусловно, влияет, но пока скорее как внешний феномен, больше прикол или страшилка, чем инструмент. Условно говоря, если завтра искусственный интеллект магическим образом трансформируется, в моей работе не поменяется ничего».
Сценарист сериалов «Лихие», «Нулевой пациент», «Трасса»
Нейросети и изображение
Искусственный интеллект упрощает процесс раскадровки и превизуализации. Благодаря машинному обучению режиссеры могут заранее смоделировать нужные сцены, протестировать композиции и тональные решения, в случае необходимости подготовить проект к питчингу: нейросети помогают создавать презентации на основе имеющихся референсов и текстовых блоков.
«Мой ответ на вопрос “Помощник или враг?” очевиден — безусловно, помощник. Я использовала нейросети при составлении дрим-кастинга — для определения типажа персонажа — и при создании презентаций новых проектов или рекламы. Уверена, искусственный интеллект может облегчить жизнь художников, CG-специалистов, даже помочь при анализе документа. Вопрос в том, как уравновесить и отслеживать правила новой игры. Инструмент еще не изучен до конца — конечно, возникнут спорные моменты, даже не этические, а связанные с правами, креативной составляющей, копированием».
Режиссер, сценарист «Собирайся, поедем на праздник», «Содержанки», четвертый сезон
«Потенциал ИИ огромен: это и написание сценариев, и генерация идей на основе поставленных заранее критериев, и проработка решений для монтажа, не говоря уже о VFX. Что касается влияния искусственного интеллекта на мою сферу — нейросети все больше и больше будут использоваться для работы над сценариями, маркетинговыми стратегиями и презентациями фильмов».
Продюсер фильмов «Лгунья», «Страна Саша», «Надо снимать фильмы о любви»
Подготовка — один из самых важных аспектов в кинопроизводстве, и здесь искусственный интеллект тоже вовлечен и приносит плоды. Например, при работе над сериалом «Последний богатырь. Наследие» задолго до старта съемок была создана превизуализация практически каждой сцены — на основе раскадровки смонтировали черновой видеоряд с элементами анимации. Оставалось только правильно выстроить и отснять кадры на базе превиза. Это заметно облегчило работу команде во время сложных сцен, в которые графика добавлялась на постпродакшене.
Современные системы камер, управляемых искусственным интеллектом, позволяют снимать сложные сцены с минимальными затратами, что гарантирует безупречное отслеживание объектов в кадре и, как следствие, стабильную картинку. Точность важна во время работы над динамичными эпизодами в боевиках или приключенческом кино.
Автоматизация камер не только снижает вероятность человеческих ошибок, но и сокращает расходы: по сути, для управления целой системой нужен всего один оператор. Творческое руководство режиссера при этом никуда не исчезает, в любой момент демиург проекта может вмешаться в процесс и внести изменения (порой мельчайшие) согласно собственному видению.
Нейросети на съемочной площадке
Оставим за скобками административные вопросы вроде логистики, аренды площадей и организации работы персонала, где, к слову, искусственный интеллект тоже стал играть важную роль. Кроме управления камерами и виртуальными съемочными площадками, нейросети используются для омоложения актеров и даже для возвращения к съемкам давно почивших артистов. Внешность андроида Рука из недавнего триллера «Чужой: Ромул» была списана с умершего в 2020 году Иэна Холма. А для фильма «Изгой-один: Звездные войны. Истории» создали цифровые копии актеров Питера Кушинга и Кэрри Фишер.
Здесь кроется, пожалуй, самая сложная моральная проблема, связанная с искусственным интеллектом. Технология deepfake вызывает вопросы не только к достоверности визуального материала, но и к этичности коммерческого использования образов умерших людей. Ведь по сути права на персонажей остаются у студии — значит, и внешние характеристики того или иного героя безжалостная машина капитализма может подчинить собственным интересам.
Именно этого боятся современные актеры, и в ходе прошлогодней забастовки SAG-AFTRA (Гильдии киноактеров США) одним из требований профсоюза было ограничение использования искусственного интеллекта в части воспроизведения образов еще живых артистов. Пока к озабоченности членов Гильдии продюсеры прислушались, но прогресс (как и гибкость правовой системы) на месте не стоит и велика вероятность, что в самое ближайшее время к вопросу еще вернутся.
Герои вселенной «Гарри Поттера» в стиле реднеков
Российское кинопроизводство тоже развивается и активно внедряет новые технологии. Совсем недавно генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил, что в следующих экранизациях повестей Юлиана Семёнова о похождениях разведчика Максима Исаева на главную роль было решено утвердить не нового актера, а цифровой аватар Вячеслава Тихонова. Что из этого выйдет, покажет время, но продюсеры проекта уже ведут переговоры с дочерью народного артиста СССР об использовании его образа. История вызвала бурный отклик у общественности и запустила сразу несколько важных дискуссий о наследии и моральном праве создавать аватары давно умерших знаменитостей.
«Я думаю, что искусственный интеллект откроет много новых интересных возможностей. Главное — делать все со вкусом, талантливо и к месту. Возможно, будут использовать актеров прошлого — хотя зачем, если есть актеры настоящего? Я еще не сталкивался с внедрением ИИ и не вижу пока сильного развития в этой области и каких-то последствий или вспомогательных историй для меня лично как для артиста».
Актер сериалов «Дети перемен», «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Зато к омоложению актеров с помощью нейросетей никаких этических вопросов нет, только эстетические. Все помнят появление молодой версии Харрисона Форда в картине «Индиана Джонс и колесо судьбы». Пример далеко не худшего использования цифрового омоложения все равно оставил фанатов серии в смешанных чувствах.
А в последнем фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом», где действие разворачивается на одном и том же клочке земли в Новой Англии на протяжении нескольких миллиардов лет, молодые Том Хэнкс и Робин Райт выглядят уже вполне реалистично. Что, конечно, не помешало критикам разочароваться в других элементах сложной в техническом плане, но банальной в остальных аспектах драмы.
Нейросети и постпродакшен
Искусственный интеллект изменил подход к монтажу фильмов, оптимизировав процесс работы с кадрами. Благодаря технологиям, основанным на машинном обучении, монтажеры больше не тратят лишнее время на сортировку материалов: это делает нейросеть, классифицируя сцены по различным параметрам — от локации до персонажей. Искусственному интеллекту можно даже делегировать создание черновой сборки по заранее заданным вводным.
Нейросети используют и для саунд-дизайна: алгоритмы как генерируют, так и модифицируют звуковые ландшафты, удаляют шумы и делают аудиодорожку более четкой и выразительной. С помощью искусственного интеллекта можно не только эффективнее обрабатывать уже записанные звуки, но и создавать принципиально новые на основе имеющегося материала.
Искусственный интеллект упрощает цветокоррекцию — проводит автоматический анализ кадров, обеспечивает гармоничную палитру для каждой сцены с оглядкой на предыдущие, что играет важную роль в визуальной целостности фильма, — словом, берет на себя все те технические процессы, на которые раньше уходило много часов реального времени.
Искусственный интеллект меняет подход к работе с цветом архивных материалов. Уже существуют такие инструменты, как RE:Color и DynIBaR, с помощью которых раскрашивают черно-белую классику или трансформируют перспективу сцен, что делает сервисы полезными для модернизации старых фильмов. Последний пример — «Австралия» База Лурмана. Режиссер перемонтировал картину 2008 года в сериал из шести эпизодов «Далекие холмы», создав на базе имеющихся элементов форменно новый контент: глубже, ярче и масштабнее. Недавно студия Warner Music объявила о старте производства байопика о французской певице Эдит Пиаф. Ее образ и голос будут воссозданы на основе архивных материалов с применением передовых технологий искусственного интеллекта.
«Для меня кинематограф в большей степени — это актер, а главное — правда, которую он несет. Если артист врет, то, боюсь, картине ничем не помочь глобально. Искусственный интеллект никогда не сможет заменить актера в кино, во всяком случае в ближайшей перспективе. Хороший артист — слишком сложный и тонко настроенный инструмент. Поэтому нейросети еще долгое время останутся просто вспомогательным элементом в компьютерной графике».
Короткометражный фильм ECHO, созданный с помощью искусственного интеллекта
Нейросети и будущее
«Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами», — утверждал убежденный противник искусственного интеллекта Джон Коннор. Уже сейчас кинематографисты всего мира активно используют нейросети разного калибра в качестве полезного инструмента. Визуальные эффекты, цифровые съемочные площадки, создание трейлеров, раскадровок, презентаций, первичных сценарных конструкций и многого другого — для применения ИИ, кажется, нет границ, кроме тех, что проводятся руками его пользователей. А ведь потенциал цифрового помощника до сих пор не раскрыт даже наполовину.
Такие нейросети, как Sora, ModelScope и их аналоги, создающие короткие видеоролики на основе текстового описания, несмотря на опасения производителей видеоконтента со всего мира, пока не способны всерьез конкурировать с людьми. Но само появление подобных моделей искусственного интеллекта позволяет утверждать: где-то на горизонте забрезжил рассвет дивного нового мира, в котором материализация снов покинет рамки фантастических произведений, как когда-то это сделали микрокомпьютеры, очки виртуальной реальности и летающие машины.
Демонстрация возможностей сервиса Gen-3 Alpha, генерация видео по тексту
Однако с возникновением любой революционной технологии важным пунктом становится формирование системы правил, которая будет регламентировать ее использование во благо. Так было в Средневековье, Ренессансе и в промышленную эпоху. В настоящий момент человечество стоит на пороге очередного прорыва, и враг искусственный интеллект или друг — решать только нам.