ЛОНГРИД

Пальмовые ветви, золотые статуэтки: тренды зарубежного кинематографа

Егор Луканин
Кинокритик, киновед

Самые яркие события для любителей авторского (а иногда и массового) кино — церемония вручения «Оскара» и Каннский кинофестиваль, два старейших и роскошнейших ивента в индустрии. Именно эти мероприятия ярко демонстрируют зрителям и профессионалам текущие тенденции экранного искусства, которое в последние годы претерпевает значительные изменения. Разбираем, о каких новых трендах нам говорят актуальные призеры и номинанты «Оскара» и Канн.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Глобализм и интернациональность
Довольно долго основным проводником голливудского кинематографа в мир фестивального движения была Венеция, где в рамках киносмотра показывали оскаровские ленты вроде «Джокера» (2019), «Бедных-несчастных» (2023), «Формы воды» (2017) и «Звезда родилась» (2018). Однако более прочная взаимосвязь образовалась между Каннами и «Оскаром». Ранее они олицетворяли разные грани кинокультуры, но со временем программу фестиваля на Лазурном берегу стали чаще пополнять голливудские фильмы. Звездное жюри Канн в 2016 году даже возглавил режиссер блокбастера «Безумный Макс: Дорога ярости» Джордж Миллер.
Одновременно с этим среди основных номинантов киноакадемии стали все чаще мелькать инди-фильмы и картины на иностранном языке, в том числе и участники каннского конкурса. Яркие примеры — «Треугольник печали», «Анатомия падения», «Сядь за руль моей машины», «Зона интересов» и корейские «Паразиты», выигравшие главные награды и в Каннах, и на «Оскаре».
«Сядь за руль моей машины» (2021)
«Сядь за руль моей машины» (2021)
«Сядь за руль моей машины» (2021)
«Сядь за руль моей машины» (2021)
«Сядь за руль моей машины» (2021)
«Сядь за руль моей машины» (2021)
Развитие интернета, новых форм просмотра и глобалистских тенденций как таковых начало стирать границы между разными кинематографами западного мира. Нынешнее поколение зрителей в США не столь критично относится к чтению субтитров: огромными хитами стали европейские сериалы «Тьма» (2017–2020), «Бумажный дом» (2017–2021) и корейская «Игра в кальмара» (2021). Ответственный за эти сериалы Netflix также выпустил на экраны испаноязычную драму «Рома» (2018), выигравшую приз академии за лучшую режиссуру.
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
«Тьма» (сериал, 2017–2020)
Иностранные фильмы на «Оскаре» в целом намного чаще начали выходить за пределы специальной номинации и удостаиваться основных наград. В 2019 году триумф «Паразитов» Пон Джун Хо создал любопытный прецедент, после которого заокеанских картин в главных категориях стало больше. Свежайшие примеры — «На западном фронте без перемен», «Зона интересов» и «Анатомия падения».
«Зона интересов» (2023)
«Зона интересов» (2023)
«Зона интересов» (2023)
«Зона интересов» (2023)
«Зона интересов» (2023)
«Зона интересов» (2023)
Авторское в жанре
Последнее десятилетие западного кинематографа — время культурного возвышения жанрового кино. Отбор фильмов для Американской киноакадемии раньше был ограничен весьма традиционными историческими и социальными драмами. Теперь же в него все чаще начали попадать зрительские картины из популярных жанров — от артбастеров Кристофера Нолана до хоррора «Прочь» Джордана Пила и того же триллера «Паразиты».
«Прочь» (2017)
«Прочь» (2017)
«Прочь» (2017)
«Прочь» (2017)
«Прочь» (2017)
«Прочь» (2017)
Хоррор, который довольно долго считался маргинальным направлением, превратился в чуть ли не главный жанр современности, привлекающий молодых и амбициозных авторов вроде Роберта Эггерса и Ари Астера. Триумф ужасов в Каннах подтвердила победа картины «Титан» — стильного и провокационного боди-хоррора постановщицы Жюлии Дюкурно.
«Титан» (2020)
«Титан» (2020)
«Титан» (2020)
«Титан» (2020)
«Титан» (2020)
«Титан» (2020)
Во многом это заслуга независимой компании А24, которая умудрилась поставить производство штучных инди-фильмов на поток. Студия громко ворвалась в мир больших корпораций победой драмы «Лунный свет» на «Оскаре» в 2016 году, а в последние годы и вовсе захватила номинации киноакадемии. Прославилась А24 за счет вдумчивых и нестандартных жанровых картин, а недавние триумфы студии — «Всё везде и сразу» и «Падение империи» — демонстрируют интересное слияние инди-эстетики и большого блокбастерного кинематографа.
«Лунный свет» (2016)
«Лунный свет» (2016)
«Лунный свет» (2016)
«Лунный свет» (2016)
«Лунный свет» (2016)
«Лунный свет» (2016)
О спросе на жанровое кино говорят и успехи двух главных студийных режиссеров современности, совмещающих авторское и массовое. Речь идет о постановщике грандиозного «Оппенгеймера» Кристофере Нолане и создателе мрачной и атмосферной «Дюны» Дени Вильнёве. Оба режиссера крайне удачно сочетают разные начала в своих работах. Последние два победителя «Оскара» в целом выражают тенденцию на размывание границ между большим студийным и независимым авторским кино. И это прекрасно!
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
Трендовые темы
Одни из наиболее заметных тем в современном западном кино по «Оскару» и Каннам — гендерная проблематика и социальная несправедливость, освещающиеся в массе награждаемых картин последних лет. Положение женщин — вопрос, который весьма ярко раскрылся в фэнтези-комедии «Барби», черном драмеди Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные», в фильмах «Женщины говорят» и «Девушка, подающая надежды». Список можно продолжать еще долго.
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
«Бедные-несчастные» (2023)
Тренд на остросоциальную проблематику выражается в оскаровских фильмах последних лет: околодокументальная «Земля кочевников» Хлои Чжао и трогательная инди-картина «CODA: Ребенок глухих родителей». Эту тенденцию Канны поддержали несколькими годами ранее, когда «Золотая пальмовая ветвь» досталась режиссерам Хирокадзу Корээде и Кену Лоучу за проникновенные ленты «Магазинные воришки» и «Я, Дэниел Блэйк».
«Магазинные воришки» (2018)
«Магазинные воришки» (2018)
«Магазинные воришки» (2018)
«Магазинные воришки» (2018)
«Магазинные воришки» (2018)
«Магазинные воришки» (2018)
В последние годы эта проблематика все чаще начала выражаться в сатирической форме. Достаточно вспомнить работы шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат» и «Треугольник печали», отстраненно и иронично отображающие миры искусства и западной элиты. А главная сатира прошлого года — номинированная на «Оскар» картина «Американское чтиво» — высмеяла сам тренд на социальную справедливость и конъюнктурные произведения. Еще один прошлогодний фаворит — лента Тодда Хейнса «Май декабрь» с Джулианной Мур и Натали Портман, выдвинутая на приз за сценарий. Картина одновременно раскрывает тему табуированных сексуальных отношений и иронизирует над современными медиа и актерской профессией.
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
«Треугольник печали» (2022)
Интерактивное кино
Фестивали демонстрируют зрителям не только свежие и актуальные работы самых значительных режиссеров планеты, но и новейшие достижения в области технологий. Уже давно ходят разговоры о виртуальной реальности в качестве будущего киноиндустрии, и именно Канны стали площадкой для революционного формата.
В 2017 году известный постановщик Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бёрдмэн», «Выживший») показал на Лазурном берегу интерактивный фильм «Плоть и песок». По словам зрителей, они прошли через душераздирающий иммерсивный опыт, заставивший их почувствовать себя в шкуре мексиканского беженца, пересекающего границы США. Два года спустя усилия Иньярриту решила отметить и Американская киноакадемия: режиссер получил приз за особые достижения в области киноискусства, но для большей части аудитории его работа осталась под завесой тайны.
Съемки фильма «Плоть и песок» (2017)
Съемки фильма «Плоть и песок» (2017)
Съемки фильма «Плоть и песок» (2017)
Съемки фильма «Плоть и песок» (2017)
Съемки фильма «Плоть и песок» (2017)
Тренд поддержал киносмотр в Венеции, но в Каннах подобных экспериментов не было вплоть до этого года. Сейчас же организаторы фестиваля и кинорынка Marché du Film проведут специальную программу VR-фильмов, в рамках которой аудитория погрузится в восемь виртуальных проектов основного конкурса, а также ряд внеконкурсных иммерсивных произведений. Ну что же, ждем новых отзывов о свежем веянии и неминуемого продолжения развития этой тенденции — в будущем кинематографа.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.