Сказка — ложь, да в ней намек
У многих наверняка была в детстве книжка с русскими сказками, где заглавные буквы прорисованы вязью, а на разворотах красуются живописные картины Ивана Билибина. К кому-то из нас в кошмарах приходил медведь из советского фильма «Морозко».
Сказки существуют у всех народов мира для того, чтобы в развлекательной форме передать детям поучительную суть: нельзя разговаривать с незнакомцами, ходить в дремучий лес и призывать темные силы. В нежном возрасте мы не видим дополнительных смыслов таких историй и понимаем их, лишь повзрослев.
Современным детям показывают красочные фильмы-сказки, которые интересны и взрослым благодаря узнаваемым персонажам. Например, «По щучьему велению», «Конек-горбунок» или «Летучий корабль» в игровой форме предлагают не только классический авантюрный сюжет, но и возможность познакомиться с основными фольклорными мотивами.
В центре сказочных сюжетов часто стоит Иван-дурак — честный и совестливый младший крестьянский сын. У многих народов до сих пор есть традиция, что именно младший ребенок в семье остается с пожилыми родителями и заботится о сохранении отчего дома. Поэтому в сказках ему выдается обычно еще и магический артефакт или волшебный помощник — Конек-горбунок, Сивка-бурка, сапоги-скороходы, волшебная печь и прочее. Они символизируют передачу наследия и истории семьи.
В фильмах «Последний богатырь» в центре сюжета также оказывается сказочный Иван-дурак. Он проходит множество испытаний, чтобы спасти волшебный мир Белогорья. Этот мотив тоже взят из славянской мифологии: мужчина, чтобы стать главой племени, должен был пройти обряд инициации, то есть выполнить несколько заданий. В частности, его отправляли за тридевять земель искать «то — не знаю что».
«Последний богатырь» (2017)
Современные ученые считают, что этот путь вел в загробное царство. Проводником же служила Баба-яга — колдунья, живущая на границе двух миров, оттого у нее одна нога костяная. Выполнив сложные задания, этот Иванушка возвращался домой, женился на царевне и становился примером для всех остальных.
Зачастую богатырям приходилось сражаться со Змеем Горынычем — хтоническим чудищем с тремя головами, представляющим собирательный образ пугающих животных. Также существовал в мифах Огненный змей, способный летать по небу и принимать человеческое обличье.
Этот образ, вероятно, вдохновил создателей фильма «Он — дракон» о девушке, похищенной ящером. В сказаниях Огненный змей приходил к вдовам и женщинам, чьи мужья в отъезде. Арман (Матвей Лыков) крадет княжну прямо с ее свадебного торжества, а потом влюбляет в себя красавицу, пока ее супруг готовит поход на ящера. Старый миф превращается в современную сказку в духе «Сумерек» о том, что запретная любовь сладка.
Сплетение с современностью
Современный мир не требует обрядов инициации, да и соблазнителей-драконов на всех не напасешься. Но волшебства хочется, поэтому оно вплетается в нынешние реалии. Например, в сериале «Молот ведьм», премьера которого ожидается на START, сюжет выстроен вокруг научно-исследовательского института, где как раз занимаются изучением магических аномалий. Пока сбежавшая из лаборатории ведьма Хозяйка стихий (Елизавета Юрьева) превращает окружающих в русалок, леших и водяных, трое героев пытаются расправиться с нечистью и остановить хаос.
Это обладающий недюжинной силой Алеша Попов (Вадим Соснин), прикованный к инвалидному креслу из-за несчастного случая, но сильный физически айтишник Илья Муромцев (Антон Батырев) и их напарник-фельдшер, кующий на досуге мечи и топоры, Никита Добрынин (Матвей Зубалевич).
Сериалы со сказочными элементами уходят и в детективную стилистику — примерами тому «Волшебный участок», «Сергий против нечисти» и «Вампиры средней полосы». В центр сюжета встает некое преступление, которое герои-попаданцы должны раскрыть. Под подозрением же оказываются фольклорные существа вроде Змея Горыныча, Бабы-яги или вампиров, которых, к слову, в славянских мифах называли упырями.
Подобная повествовательная схема стала популярна еще в нулевые — во времена выхода комиксов «Сказания» (Fables), придуманных Биллом Уиллингемом. Они как раз рассказывали о том, как персонажи известных сказок существуют в современном Нью-Йорке. В центр сюжета тоже зачастую ставилось расследование, которое вел шериф Серый Волк и Белоснежка — помощница мэра.
Использование народного фольклора стало вновь популярно в России после успеха первого фильма «Последний богатырь» — комедии с оригинальным сюжетом. В фабуле прослеживаются мотивы сразу нескольких русских сказок: «Перышка Финиста ясна сокола», «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Василисы Прекрасной», «Марьи Моревны», «Царевны-лягушки», «Колобка» и многих других.
Как и в случае с оригинальными былинами, зрителям нравился и процесс узнавания героев, и возможность ассоциировать себя с положительными персонажами, которые побеждают зло хитростью. На это повлияло и то, что действие сказок во франшизе переносится в современную Москву: это позволяет фильмам рассуждать на любимую всеми тему «Что, если…». Что, если избушка на курьих ножках станет такси? Что, если Кощей — это положительный герой?
«Последний богатырь: Посланник Тьмы» (2021)
Потаенные страхи
Итак, сказки имеют назидательную функцию, предупреждающую об опасности: бойся темноты и сомнительной магии, не призывай потусторонних духов, не ходи в лес. Те, кто нарушают правила, оказываются зачарованными.
Лешие, блуды или русалки могли заплутать странников, а еще хуже было тем, на чей след нападали существа пострашнее: наводящие порчу вештицы, бес анчутка или и вовсе сам Вий. Современные хорроры часто вдохновляются именно мифологией, так как она описывает глубинные страхи с помощью конкретных образов.
Фильмы, вдохновленные произведениями Николая Гоголя, часто показывают подобных существ, так как писатель любил обращаться к сказочной форме. В хорроре «Вий», помимо самого чудовища, есть и мелкие бесы, с которыми борются герои. Действие картины хоть и происходит после Крещения Руси, во многих селах и деревнях еще продолжают верить в русалок, Вия и прочую нечисть.
Кстати, русалки в славянской мифологии имеют мало общего с диснеевской Ариэль. Умершие насильственной смертью девушки становились такими духами, которые могли обитать в лесу или в воде. Врагов они завораживали, а добрых людей иногда и спасали из глубин.
Нежить появляется и в фантастическом сериале «Гоголь», где убийства совершает сам Дьявол, а помимо него в селе обитают и прочие жуткие существа.
Авторы «Топей» не опираются на конкретные мифы или сказки. В центре сюжета пятеро москвичей, которые едут в далекий монастырь, где происходят чудеса. Герои действительно сталкиваются с магией, только с очень мрачной. После того как персонажи попадают в лес, они словно переходят границу между реальным и загробным миром. В заброшенной деревне они встречают темную силу, похищающую людей. А хозяин леса напоминает Змея Горыныча или Кощея, способного все вокруг подчинить своей власти, ведь его питают смерть и страдания.
Похожим образом выстроен сериал «Территория», основанный на коми-пермяцкой мифологии. Чем дальше герои пробираются в лес, тем больше пугающего находят в нем. В этом мире еще обращаются за советами к ведьмам, а ответы на все вопросы знает только шаман. Как и в «Топях», персонажи сначала ищут разумное объяснение происходящему, но не верить в сказки им становится все труднее.
Лесные духи могут не только пугать, но и исцелять. Егор (Глеб Калюжный) из «Территории», Денис (Иван Янковский) из «Топей» отправляются в путь, чтобы избавиться от страданий. Но, как мы уже выяснили, такую награду может получить лишь тот, кто выдержит все испытания — пройдет в мир мертвых, победит смерть и спасет царевну. Если прийти к духам с чистым сердцем, они выпустят из своих чар.
Об этом же фильм «Микулай» с Виктором Сухоруковым в главной роли. Его герой живет идеальной жизнью, пока однажды к нему не приходит странник из реального мира. Но мужчина не хочет, чтобы духи его отпускали, — он не готов принимать действительность.
Чем полезны сказки
Сегодня фильмы и сериалы, основанные на славянской мифологии, встречаются нередко, так как появился тренд на фольклор. Он выражается не только в праздновании Ивана Купалы и сжигании Черной горы на Масленицу, но даже в моде: все чаще локальные бренды предлагают вещи, вдохновленные понёвами, косоворотками и сарафанами. Предки верили, что эти элементы одежды способны защищать от злых духов, особенно если украшены родовыми или племенными узорами.
В фильмах и сериалах эти традиции тоже отражены: волшебные артефакты или необычные способности часто связаны с семьей. Например, Иван из «Последнего богатыря» обретает силу, когда попадает в мир своих предков.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Интерес к контенту, основанному на народных поверьях и фольклоре, связан не столько с верованиями предков, сколько со страхом перед будущим. Магия может дать ответы на вопросы, предостеречь и даже заворожить, но, к сожалению, бывает она только в сказках. Если окружить себя иллюзиями, как Микулай, выбираться из зачарованного мира будет болезненно.