ЛОНГРИД

«Последний богатырь» и мифология: как в кино используют славянский фольклор

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Уже в сентябре выйдет чудо-сериал START «Последний богатырь. Наследие» о приключениях знакомых героев — Ивана, Белогора и Бабы-яги. На этот раз на Белогорье нападает колдун Северин, а спасти волшебный мир могут только дочки богатыря — Софья и Марья. В сюжете немало персонажей из русских сказок и элементов фольклора, которые сейчас встречаются в фильмах и сериалах все чаще. Рассказываем, как славянские мифологические мотивы обыгрываются в кино и переплетаются с современностью.*

Сказка — ложь, да в ней намек
У многих наверняка была в детстве книжка с русскими сказками, где заглавные буквы прорисованы вязью, а на разворотах красуются живописные картины Ивана Билибина. К кому-то из нас в кошмарах приходил медведь из советского фильма «Морозко».
Сказки существуют у всех народов мира для того, чтобы в развлекательной форме передать детям поучительную суть: нельзя разговаривать с незнакомцами, ходить в дремучий лес и призывать темные силы. В нежном возрасте мы не видим дополнительных смыслов таких историй и понимаем их, лишь повзрослев.
Современным детям показывают красочные фильмы-сказки, которые интересны и взрослым благодаря узнаваемым персонажам. Например, «По щучьему велению», «Конек-горбунок» или «Летучий корабль» в игровой форме предлагают не только классический авантюрный сюжет, но и возможность познакомиться с основными фольклорными мотивами.
«Летучий корабль» (2024)
«Летучий корабль» (2024)
«Летучий корабль» (2024)
«Летучий корабль» (2024)
«Летучий корабль» (2024)
«Летучий корабль» (2024)
В центре сказочных сюжетов часто стоит Иван-дурак — честный и совестливый младший крестьянский сын. У многих народов до сих пор есть традиция, что именно младший ребенок в семье остается с пожилыми родителями и заботится о сохранении отчего дома. Поэтому в сказках ему выдается обычно еще и магический артефакт или волшебный помощник — Конек-горбунок, Сивка-бурка, сапоги-скороходы, волшебная печь и прочее. Они символизируют передачу наследия и истории семьи.
В фильмах «Последний богатырь» в центре сюжета также оказывается сказочный Иван-дурак. Он проходит множество испытаний, чтобы спасти волшебный мир Белогорья. Этот мотив тоже взят из славянской мифологии: мужчина, чтобы стать главой племени, должен был пройти обряд инициации, то есть выполнить несколько заданий. В частности, его отправляли за тридевять земель искать «то — не знаю что».
«Последний богатырь» (2017)
Современные ученые считают, что этот путь вел в загробное царство. Проводником же служила Баба-яга — колдунья, живущая на границе двух миров, оттого у нее одна нога костяная. Выполнив сложные задания, этот Иванушка возвращался домой, женился на царевне и становился примером для всех остальных.
Зачастую богатырям приходилось сражаться со Змеем Горынычем — хтоническим чудищем с тремя головами, представляющим собирательный образ пугающих животных. Также существовал в мифах Огненный змей, способный летать по небу и принимать человеческое обличье.
Этот образ, вероятно, вдохновил создателей фильма «Он — дракон» о девушке, похищенной ящером. В сказаниях Огненный змей приходил к вдовам и женщинам, чьи мужья в отъезде. Арман (Матвей Лыков) крадет княжну прямо с ее свадебного торжества, а потом влюбляет в себя красавицу, пока ее супруг готовит поход на ящера. Старый миф превращается в современную сказку в духе «Сумерек» о том, что запретная любовь сладка.
«Он — дракон» (2015)
«Он — дракон» (2015)
«Он — дракон» (2015)
«Он — дракон» (2015)
«Он — дракон» (2015)
«Он — дракон» (2015)
Сплетение с современностью
Современный мир не требует обрядов инициации, да и соблазнителей-драконов на всех не напасешься. Но волшебства хочется, поэтому оно вплетается в нынешние реалии. Например, в сериале «Молот ведьм», премьера которого ожидается на START, сюжет выстроен вокруг научно-исследовательского института, где как раз занимаются изучением магических аномалий. Пока сбежавшая из лаборатории ведьма Хозяйка стихий (Елизавета Юрьева) превращает окружающих в русалок, леших и водяных, трое героев пытаются расправиться с нечистью и остановить хаос.
Это обладающий недюжинной силой Алеша Попов (Вадим Соснин), прикованный к инвалидному креслу из-за несчастного случая, но сильный физически айтишник Илья Муромцев (Антон Батырев) и их напарник-фельдшер, кующий на досуге мечи и топоры, Никита Добрынин (Матвей Зубалевич).
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
«Молот ведьм» (сериал, 2024)
Сериалы со сказочными элементами уходят и в детективную стилистику — примерами тому «Волшебный участок», «Сергий против нечисти» и «Вампиры средней полосы». В центр сюжета встает некое преступление, которое герои-попаданцы должны раскрыть. Под подозрением же оказываются фольклорные существа вроде Змея Горыныча, Бабы-яги или вампиров, которых, к слову, в славянских мифах называли упырями.
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
«Волшебный участок» (сериал, 2023)
Подобная повествовательная схема стала популярна еще в нулевые — во времена выхода комиксов «Сказания» (Fables), придуманных Биллом Уиллингемом. Они как раз рассказывали о том, как персонажи известных сказок существуют в современном Нью-Йорке. В центр сюжета тоже зачастую ставилось расследование, которое вел шериф Серый Волк и Белоснежка — помощница мэра.
Использование народного фольклора стало вновь популярно в России после успеха первого фильма «Последний богатырь» — комедии с оригинальным сюжетом. В фабуле прослеживаются мотивы сразу нескольких русских сказок: «Перышка Финиста ясна сокола», «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Василисы Прекрасной», «Марьи Моревны», «Царевны-лягушки», «Колобка» и многих других.
Как и в случае с оригинальными былинами, зрителям нравился и процесс узнавания героев, и возможность ассоциировать себя с положительными персонажами, которые побеждают зло хитростью. На это повлияло и то, что действие сказок во франшизе переносится в современную Москву: это позволяет фильмам рассуждать на любимую всеми тему «Что, если…». Что, если избушка на курьих ножках станет такси? Что, если Кощей — это положительный герой?
«Последний богатырь: Посланник Тьмы» (2021)
Потаенные страхи
Итак, сказки имеют назидательную функцию, предупреждающую об опасности: бойся темноты и сомнительной магии, не призывай потусторонних духов, не ходи в лес. Те, кто нарушают правила, оказываются зачарованными.
Лешие, блуды или русалки могли заплутать странников, а еще хуже было тем, на чей след нападали существа пострашнее: наводящие порчу вештицы, бес анчутка или и вовсе сам Вий. Современные хорроры часто вдохновляются именно мифологией, так как она описывает глубинные страхи с помощью конкретных образов.
Фильмы, вдохновленные произведениями Николая Гоголя, часто показывают подобных существ, так как писатель любил обращаться к сказочной форме. В хорроре «Вий», помимо самого чудовища, есть и мелкие бесы, с которыми борются герои. Действие картины хоть и происходит после Крещения Руси, во многих селах и деревнях еще продолжают верить в русалок, Вия и прочую нечисть.
«Вий» (1967)
«Вий» (1967)
«Вий» (1967)
«Вий» (1967)
«Вий» (1967)
«Вий» (1967)
Кстати, русалки в славянской мифологии имеют мало общего с диснеевской Ариэль. Умершие насильственной смертью девушки становились такими духами, которые могли обитать в лесу или в воде. Врагов они завораживали, а добрых людей иногда и спасали из глубин.
Нежить появляется и в фантастическом сериале «Гоголь», где убийства совершает сам Дьявол, а помимо него в селе обитают и прочие жуткие существа.
Авторы «Топей» не опираются на конкретные мифы или сказки. В центре сюжета пятеро москвичей, которые едут в далекий монастырь, где происходят чудеса. Герои действительно сталкиваются с магией, только с очень мрачной. После того как персонажи попадают в лес, они словно переходят границу между реальным и загробным миром. В заброшенной деревне они встречают темную силу, похищающую людей. А хозяин леса напоминает Змея Горыныча или Кощея, способного все вокруг подчинить своей власти, ведь его питают смерть и страдания.
«Топи» (сериал, 2021)
«Топи» (сериал, 2021)
«Топи» (сериал, 2021)
«Топи» (сериал, 2021)
«Топи» (сериал, 2021)
«Топи» (сериал, 2021)
Похожим образом выстроен сериал «Территория», основанный на коми-пермяцкой мифологии. Чем дальше герои пробираются в лес, тем больше пугающего находят в нем. В этом мире еще обращаются за советами к ведьмам, а ответы на все вопросы знает только шаман. Как и в «Топях», персонажи сначала ищут разумное объяснение происходящему, но не верить в сказки им становится все труднее.
Лесные духи могут не только пугать, но и исцелять. Егор (Глеб Калюжный) из «Территории», Денис (Иван Янковский) из «Топей» отправляются в путь, чтобы избавиться от страданий. Но, как мы уже выяснили, такую награду может получить лишь тот, кто выдержит все испытания — пройдет в мир мертвых, победит смерть и спасет царевну. Если прийти к духам с чистым сердцем, они выпустят из своих чар.
«Территория» (сериал, 2020–2023)
«Территория» (сериал, 2020–2023)
«Территория» (сериал, 2020–2023)
«Территория» (сериал, 2020–2023)
«Территория» (сериал, 2020–2023)
«Территория» (сериал, 2020–2023)
Об этом же фильм «Микулай» с Виктором Сухоруковым в главной роли. Его герой живет идеальной жизнью, пока однажды к нему не приходит странник из реального мира. Но мужчина не хочет, чтобы духи его отпускали, — он не готов принимать действительность.
Чем полезны сказки
Сегодня фильмы и сериалы, основанные на славянской мифологии, встречаются нередко, так как появился тренд на фольклор. Он выражается не только в праздновании Ивана Купалы и сжигании Черной горы на Масленицу, но даже в моде: все чаще локальные бренды предлагают вещи, вдохновленные понёвами, косоворотками и сарафанами. Предки верили, что эти элементы одежды способны защищать от злых духов, особенно если украшены родовыми или племенными узорами.
В фильмах и сериалах эти традиции тоже отражены: волшебные артефакты или необычные способности часто связаны с семьей. Например, Иван из «Последнего богатыря» обретает силу, когда попадает в мир своих предков.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Интерес к контенту, основанному на народных поверьях и фольклоре, связан не столько с верованиями предков, сколько со страхом перед будущим. Магия может дать ответы на вопросы, предостеречь и даже заворожить, но, к сожалению, бывает она только в сказках. Если окружить себя иллюзиями, как Микулай, выбираться из зачарованного мира будет болезненно.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.