Фильм конкурса «Русские премьеры» 46-го ММКФ
Совсем молодой конкурс Московского международного кинофестиваля «Русские премьеры» в 2024 году проводился в третий раз. После закрытия национального фестиваля «Кинотавр» программу учредили с целью продвижения отечественного авторского кино.
Создатели картины «Семь черных бумаг» устроили дебютный показ своего детища в рамках ММКФ, а благодаря международному статусу фестиваля премьеру фильма Колиева вполне законно можно считать мировой. Авторы получили бесценный фестивальный опыт, зрительскую любовь и положительные оценки прессы.
Редкий фильм о судьбе осетинского народа во время Великой Отечественной войны
Несмотря на то что Владикавказ (в те годы носивший название Орджоникидзе) не был взят гитлеровскими войсками — их остановили в предместьях столицы Северной Осетии, — республика не избежала участи всей остальной страны. Количество погибших и раненых исчислялось тысячами, многие семьи остались без кормильцев: домой из тех, кто ушел на фронт, вернулся только каждый второй.
Советский Союз понес колоссальные потери, и горе каждого отдельного народа, входившего в его состав, должно быть правильно отрефлексировано и осознано. «Семь черных бумаг» работают именно с этой коллективной травмой. В картине, например, звучат стихи осетинского поэта Хазби Калоева, погибшего на Курской дуге, а многие письма, фигурирующие в фильме, действительно взяты из республиканского архива, где хранится корреспонденция времен войны.
Съемки проходили на высоте почти 2000 метров над уровнем моря
Анатолию Колиеву предлагали снимать фильм в Краснодаре, где существует отработанная система рибейтов — продюсеры картины могли бы вернуть до 20͏ % затраченных на производство средств. Но режиссер выбрал аутентичность, поэтому съемочными площадками стали села Дунта и Камунта в Дигорском ущелье на высоте около 2000 метров над уровнем моря.
В обоих селах живет едва ли 50 человек, добираться туда было отдельным испытанием для съемочной группы, а погода могла испортиться за считанные часы. Но, несмотря на сопутствующие трудности, выбор локации пошел фильму только на пользу: поселения будто законсервировались во времени, за минувшие 70 с лишним лет там мало что изменилось, а горные виды дополнили оригинальную операторскую работу Рысбека Бокеева.
Личная история с примесью мифологии
Деду Анатолия Колиева посчастливилось оказаться среди тех, кто вернулся с фронта домой. Его истории сильно повлияли на режиссера. Когда же в руки Колиеву попал рассказ Михаила Булкаты, он очень захотел снять фильм.
Тогда-то вместе с братом Аланом они начали писать сценарий будущего фильма. В основу легли не только рассказ Булкаты и истории дедушки, но и небезызвестный нартский эпос — древние сказания о приключениях героев-богатырей — нартов. Так в историю удалось вплести мифологические мотивы.
Важная картина в рамках становления национального кино
Когда-то на территории Северной Осетии функционировала невероятно большая Северо-Осетинская студия телефильмов — одна из крупнейших на Северном Кавказе. Там были созданы десятки документальных и художественных лент и воспитаны несколько поколений осетинских кинематографистов. В годы перестройки студию заморозили, по инерции ее выходцы продолжали творить до конца 90-х, но собственного кинопроизводства у региона так и не появилось.
«Семь черных бумаг» продолжают как традицию национального осетинского кино, так и благие начинания Александра Сокурова, открывшего на Северном Кавказе первую авторскую мастерскую, которая дала толчок возрождению регионального кино. Успех фильма Анатолия Колиева способен помочь вернуть в Северную Осетию кинематографическую искру и разжечь былое творческое пламя во всей республике.