ЛОНГРИД

Словарик терминов кинокритика

Элиза Данте

Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Комедия, драма, ужасы, триллер — эти определения каждый прекрасно знает и вполне может описать. Однако критики выделяют и другие жанры кино, вернее поджанры, вмещающие в себя их совокупность или отдельные черты. Рассказываем в продолжении нашего словарика, какие существуют необычные современные форматы кино, объясняем, чем они отличаются и приводим в пример достойные фильмы.

Байопик

В основе байопика лежит биография известного человека, приукрашенная средствами художественной выразительности. Проще говоря, история это неточная, но вдохновленная реальной личностью. В центре сюжета всегда — один человек, а в картине показан важный эпизод его становления или рассказ о пути к славе. Только за последний год вышла череда байопиков: «Блондинка», «Странный Эл Янкович», «Элвис», в прошлом году прогремел «Спенсер», а в нынешнем мир ждет кино об Эми Уайнхаус. На сегодняшний день это один из самых популярных жанров.

Снимают истории о писателях, например, о Джероме Дэвиде Сэлинджере — «За пропастью во ржи», космонавтах — «Гагарин. Первый в космосе», врачах — «Доктор Лиза», спортсменах — «Легенда № 17», даже о знаменитых преступниках — «Эскобар». Причем, байопики стали резко популярны именно в последние 10-15 лет, их производят и активно смотрят по всему миру. Обычно это истории успеха знаменитых людей, катарсиса их жизни.

Броманс

Так называют фильмы о мужской дружбе. Представьте, если бы в «Титанике» Джек не стал знакомиться с Розой, а на борт попал его приятель, с которым он играл в карты в начале фильма. Все те же задушевные разговоры, сцена на носу корабля, поход на танцы, распитие рома на нижних палубах и трагический финал в конце — это получился бы броманс.

Идеальные примеры — «Зеленая книга» и «1+1». По сути, сценаристы используют ключевые элементы из ромкомов, но переделывают их под дружеские отношения. Часто за основу берутся истории об общении людей из разных социальных слоев. По ходу сюжета герои, не принимавшие друг друга, начинают замечать в своих различиях что-то особенное, и это меняет их жизни. В «1+1» безработный из гетто нанимается компаньоном к парализованному интеллигенту. Сначала им не нравится их вынужденный союз, но со временем Дрисс (Омар Си) учит своего патрона радоваться жизни, а Филипп (Франсуа Клюзе) показывает товарищу мир искусства. Позже был снят ромком «До встречи с тобой» с тем же сюжетом, но не про дружбу, а про любовь.

Джалло

Так называют итальянские ужасы, находящиеся на грани с триллерами. Термин пришел в кино из литературы — так именовали детективные романы издательства «Мондадори», выходивших в 1920-е годы в желтых обложках (giallo — «желтый» на итальянском). В 1960 произошел расцвет хоррора в Италии, мастерами которого считаются Риккардо Фреда, Антонио Маргерити, Джорджо Феррони, а также Дарио Ардженто. В их картинах сочетались стиль, готическая красота, жестокость убийств и сексуальные мотивы. Затем жанр джалло распространился по всей Европе. Одним из самых ярких примеров стала картина «Глаза без лица» Жоржа Франжю о безумном хирурге, снимавшем кожу с молодых женщин, чтобы спасти дочь. Похожую картину уже в XXI веке снял Педро Альмодовар — «Кожа, в которой я живу».

Фильмы в жанре джалло снимают нечасто, однако режиссер Лука Гуаданьино, похоже, возвращает их в моду. Его ремейк одноименной «Суспирии» Дарио Ардженто с Дакотой Джонсон и Тильдой Суинтон был принят зрителями и критиками очень тепло. Гуаданьино показывает мир танцевальной школы, населенный потусторонними сущностями, которые совершают кровавые жертвоприношения. Фильм наполнен мрачной эстетикой, яркими красками и безумной хореографией смерти, как и завещали мастера джалло. Кроме того, в недавней картине «Целиком и полностью» о двух каннибалах, Гуаданьино также использует элементы жанра: симметрию кадра и эстетизацию ультранасилия.

Мамблкор

Мамблкор — молодой жанр, в котором часто работают независимые режиссеры. Его корни идут от «Энни Холл» и «Манхэттена» Вуди Аллена, где почти ничего не происходит, а самое важное и интересное — это разговоры главных героев. Родоначальниками жанра также называют Жана Эсташа с его картиной «Мамочка и шлюха», Франсуа Трюффо и Аньес Варда с фильмом «Клео с 5 до 7». Название направления происходит от английского слова mumble, что означает «бубнить». Иначе мамблкор еще называют «разговорным кино», где диалоги играют наибольшую роль в содержании фильма. Но не спешите зевать и откладывать такие ленты на дальнюю полку, оторваться от них невозможно.

Современным мастером жанра называют Ноа Баумбака — автора картин «Брачная история», «Милая Фрэнсис», «Пока мы молоды» и многих других. В центре сюжета его фильмов — внутренний конфликт, мешающий герою и жить, как прежде, и что-то поменять. В том же духе работает Луи Гаррель, сменивший актерскую карьеру на режиссерское кресло. Некоторые говорят, что мамблкор имеет терапевтический эффект, а происходящее на экране заставляет глубже заглянуть внутрь себя и начать искать ключ к пониманию картины в своих эмоциях.

Неонуар

О существовании нуара наверняка слышал каждый: черно-белое кино, дождь, роковые красотки, детектив в шляпе и с сигаретой, который борется с мафией и раскрывает преступление. Этот жанр был популярен в 1930–1950-е годы. Тогда появились такие шедевры как «Бульвар Сансет», «Мальтийский сокол», «Большие часы», «Головокружение», «Ребекка» и многие другие. Однако точного определения нуара не существует — некоторые киноведы считают, что это стиль, другие уверяют, что поджанр, находящийся на стыке драмы и детектива.

Неонуар пришел в мир кино около 80-х. Один из самых ярких примеров — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. В чем же разница между новым жанром и его предшественником? Критики и киноведы так и не пришли к общему знаменателю, но все же есть пункты, с которыми согласно большинство. Во-первых, наличие ярких цветов. Во-вторых, некоторые типичные для нуара элементы могут опускаться или трансформироваться. Например, в фильмах Дени Вильнева, который часто работает с неонуаром, редко можно встретить образ «роковой женщины» из начала XX века. А в «Таксисте» Мартина Скорсезе главный герой — обычный водитель, вернувшийся с войны, а не детектив. Кроме того, в 1980–1990-е годы неонуар начал ассоциироваться с неоновыми декорациями: ночные города больше не окутаны мрачными тонами, а освещают героев неуютными огнями кислотных цветов. Это мы видим в «Драйве», «Бегущем по лезвию» (обеих частях), «Дурном воспитании» и многих других картинах. В черно-белом «Городе Грехов» Роберт Родригес и вовсе выделяет элементы яркими красками: красным, синим и желтым.

Современные режиссеры берут за основу неонуар как стиль, а не как направление. Например, его элементы есть в сериалах «Карамора» и «Просто представь, что мы знаем», где герои часто находятся в тени, как и их тайные дела — преступления, борьба со злом и «серая» мораль.

Пеплум

Это жанр масштабного исторического кино, в основе которого лежит античная или библейская история. Для их создания необходимы большие декорации, массовка, соответствующие костюмы, реалистическая художественная постановка. Пеплумы снимались еще со времен немых фильмов, однако они остаются популярными и по сей день. В 1916 году Дэвид Уорк Гриффит показал «Нетерпимость» — величайшая картина в истории кинематографа, где действие разворачивается одновременно в четырех эпохах: древнем Вавилоне, Иудее времен распятия Христа, средневековой Франции и современном мире. Еще одним примером классических пеплумов является «Бен Гур» — экранизация романа Лью Уоллеса о принце Иудеи. Первая лента с таким сюжетом появился в 1905 году, а в 1925-ом Фред Нибло снял самый дорогой фильм Голливуда эпохи немого кино. Сюжет экранизировали еще не раз — в 1959 году, в 2010-ом и в 2016-ом.

Хоть это и не совсем верно, но пеплумом иногда называют исторические картины о событиях более поздних эпох, отталкиваясь от масштабности события: сильной исторической личности в центре повествования, битв, как в «Янычаре» или «Великой», легендарной основы сюжета, например, как в «Легенде о Коловрате» или «Тоболе», а также библейских и мифологических мотивов. В фильмах такого жанра часто можно увидеть панорамные кадры, показывающие масштаб действий. Современными шедеврами считаются «300 спартанцев» Зака Снайдера, «Троя» Вольфганга Петерсона и «Гладиатор» Ридли Скотта, основанные на древнегреческом и римском эпосе.

Скринлайф

Формат скринлайфа подразумевает, что все действие снимается на веб-камеру героев. Персонажи общаются друг с другом с помощью скайпа, зума или иных приложений для видеосвязи, переписываются в мессенджерах, а зритель видит на экране сюжет внутри смартфона или ноутбука. Это редкий и молодой формат современного кино, одним из популяризаторов которого называют Тимура Бекмамбетова. Он выпустил первый полнометражный скринлайф-триллер «Убрать из друзей», а после снял детектив «Профиль». Скринлайф подходит под разные классические жанры: комедии вроде «Светы с того света», драмы, как «Безопасные связи», хорроры типа Dead of Night. Его особенность в доступности для режиссеров из-за не слишком затратного производства, кроме того, с ним можно экспериментировать.

Расцвет жанра произошел во время пандемии коронавируса, когда люди во всем мире находились в самоизоляции. Актеры созванивались в зуме и играли в режиме реального времени. Самым популярным «пандемийным» скринлайф-сериалом стала «Постановка» с Майклом Шином и Дэвидом Теннантом, где актеры изображают сами себя и репетируют по видеосвязи, параллельно шутя, ссорясь и выясняя отношения.

Сплэттер

Это один из поджанров хорроров, где много натуралистичного насилия и крови. Не перепутайте его со слэшером! Главными героями чаще всего становятся маньяки, безумные убийцы или сумасшедшие ученые. Если в слэшерах кровь — это просто один из элементов фильма, то в сплэттерах она играет особую роль, и ее в разы больше. Идеальный пример — франшиза «Пила», где психопат заставляет героев выполнять безжалостные задания. Еще к описываемому жанру относят так называемое «пыточное порно» — кино, где основной движущей силой сюжета становятся мучения, например, как в «Забавных играх» Михаэля Ханеке.

Бум сплэттеров произошел в нулевые и десятые годы XXI века. На волне успеха «Пилы» в кинотеатрах ежегодно выходило множество подобных лент. На данный момент их популярность утихла, однако элементы жанра используются в современных сериалах и фильмах. В частности, кадры с жестокими пытками и кровью в своих картинах использует Ларс фон Триер — в «Антихристе» и «Доме, который построил Джек».

Уся

Жанр уся пришел из китайской литературы — так называли эпические произведения о героических поступках. В центре сюжета был мастер боевых искусств, который приходил на помощь тем, кто не мог постоять за себя. Фильмы в этом жанре находятся на стыке фантастики и боевика, они отличаются нереалистичной съемкой драк, напоминающих танец и ломающих законы физики. Обычно в уся берется сюжет, вдохновленный китайской мифологией. Популяризаторами жанра для международной аудитории стали Чжан Имоу, снявший «Дом летающих кинжалов» и Энг Ли — автор картины «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». В это же время вышла лента «Служители зла» с Джетом Ли.

После успеха их картин зарубежные режиссеры тоже стали брать на заметку элементы уся: их можно встретить в боевых сценах «Матрицы» и «Джона Уика». Супергеройский «Шан-Чи и легенда десяти колец» и вовсе осовременивает оригинальную структуру жанра: в нем есть отсылки к китайской мифологии, псевдоисторические события, сцены изучения боевых искусств, драки и, конечно, герой, который борется со злом ради спасения мира. Кроме того, направление возвращается в моду благодаря растущему интересу к азиатскому кинематографу. Отсылки к нему можно встретить не только в китайских или тайваньских фильмах, но и в корейских дорамах, например, в «Истории девятихвостого лиса» о божестве, способном менять свою внешность.