ЛОНГРИД

Тру крайм: почему мы смотрим истории о маньяках

Элиза Данте

Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Совсем недавно мир запоем смотрел сериал «Монстр: История Джеффри Дамера» об американском серийном убийце. Теперь на российских стримингах появился «Фишер» об одинцовском маньяке. До этого на START выходил проект Константина Богомолова об ангарском деле, а Сарик Андреасян выпускал «Чикатило». Тем временем у подкастов и блогов, в которых рассказывают о других реальных историях ужасающих преступлений, с каждым днем растет аудитория. Что объединяет эти факты и как тру крайм стал частью массовой культуры? Попытаемся разобраться.

Фильмы об убийцах появились не вчера и не сегодня — они существовали с начала прошлого века. Если современный зритель посмотрит картину «М — убийца», его все равно шокирует и захватит повествование, так как лента 30-х годов основана на реальной истории преступника Петера Кюртена, похищавшего детей. Детективы были интересны публике во все времена, лавируя от незапоминающихся и не очень качественных би-муви к шедеврам кинематографа вроде «Молчания ягнят». Режиссеров XXI века стали всё чаще вдохновлять реальные истории из прошлого. Они пытаются разглядеть их под разными углами, распознать зло в естественной среде, взглянуть на полыхающий ад внутри убийцы и понять его психологию. Не всегда авторы могут дать ответ на вопрос Достоевского о том, что может побудить человека мучить и убивать других. Но режиссеры способны говорить со зрителем о любви, ценности жизни, об одиночестве и отчаянии через реальные истории сквозь призму кинематографа.

Игра в расследование

В недавно вышедшем «Фишере», снятом авторами «Черной весны» Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой, рассказывается детективная история времен перестройки. Убийца похищает детей и жестоко их убивает, а происходит это в элитном районе на Рублевке, где живут представители советского правящего класса. Расследованием занимаются сразу трое оперативников с разными методами работы: дерзкий Боков (Иван Янковский), привыкший полагаться на чутье и нарушать правила, интеллигентный кабинетный чиновник Козырев (Александр Яценко) и неопытная следовательница Добровольская (Саша Бортич). Режиссеры сериала рассказывали нам о проекте в недавнем интервью.

Формат схож с картиной лауреата «Оскара» Пон Джун Хо «Воспоминания об убийстве». В фильме над делом о пропаже девушек тоже работают очень непохожие друг на друга люди с разным бэкграундом. Здесь интереснее всего наблюдать за тем, как именно ищут маньяка: зритель следит за взаимодействием персонажей, за их мотивами и ошибками, которые приводят к новым жертвам преступника. По этому же принципу построены и многие другие современные детективные сериалы, например «Преступление» и «Мост». На первый план в них выходит интрига, когда зритель вместе с героями находится в ожидании развязки и пытается распутать загадку.

Таким образом, в этих произведениях нас цепляет возможность прикоснуться к тайне, стать частью большого расследования. Это похоже на игру: мы находимся у себя дома в безопасности, пока герои пытаются разыскать ключ к правде, однако зрители все равно причастны к происходящему. К тому же создатели часто делают персонажей-сыщиков более человечными, чем убийц, — дают им предысторию, внутренний конфликт, наделяют проблемами в семье или в отношениях. Поэтому нам часто бывает легко узнать в этих невероятных героях себя. Например, в «Фишере» мы видим в первой серии, как нелюдимый Боков заботится о своей умирающей жене. Несмотря на противоречивые действия и ненависть к коллегам, он вызывает сочувствие, когда заботливо кормит любимую супом с ложечки. В такие моменты экранная история становится еще ближе, а при воспоминании, что всё происходящее основано на реальных событиях, боль и жалость накатывают сильнее.

Привлекательный злодей-перевертыш

Этим приемом пользуется и Константин Богомолов в «Хорошем человеке». Вначале мы сопереживаем простому парню Ивану (Никита Ефремов), который остался без родителей и живет в полуразвалившемся доме с соседями-алкоголиками. Мы видим, как он помогает маленькой девочке, заботится о собаке, а для своей возлюбленной рисует мультик. Но в первой же серии становится понятно, что именно этот добрый парень и есть маньяк, — и это ошарашивает. Как же смотреть дальше? Весь остальной сезон сохраняет интригу и держит в напряжении — смогут ли убийцу разоблачить или он останется безнаказанным. И как следователь Ключевская (Юлия Снигирь) поймет, кто главный злодей?

По похожему принципу построены сериалы «Монстр: История Джеффри Дамера» и «Чикатило» — мы заранее знаем, кто убийца, поэтому детектив перерастает в психологический триллер. Аналогично сделан сериал «Девушка из Плейнвилля» с Эль Фаннинг — история о милой, симпатичной девушке, которая заставила своего бойфренда совершить суицид. Или «Садоводы», где убийцы — добрые пенсионеры, которые ухаживают за своим прелестным домиком и пекут печенье по выходным. Еще один хит, основанный на реальных событиях, — «Притворство». Он о девушке, якобы страдающей множеством болезней и жестоко убившей свою мать за ложь.

Когда мы смотрим такие сериалы с привлекательным злодеем, нам становится невыносимо жутко от того, что самые безобидные и дружелюбные знакомые могут оказаться преступниками. Своей приветливостью и участливостью они заставляют верить в то, что хорошие люди еще есть на свете, но сразу после чувства симпатии мы ощущаем ужас, когда узнаем, кто прячется за этой добрососедской маской. Это как диснеевский аттракцион с комнатой страха: нам нравится смотреть такое кино, пугающее своей правдоподобностью.

Аттракцион «Комната страха»

Желание поиграть в детективов, проследить за эмоциональными качелями героев и разобраться в психологии злодеев заставляет нас смотреть тру крайм. На волне моды на документальное кино и реальные журналистские расследования мы как будто пытаемся себя обезопасить. Предупрежден — значит вооружен. Или, глядя на все эти ужасы, мы становимся ближе к герою «Фабельманов» Спилберга. Сэмми пытался побороть свой страх поездов, снова и снова запуская игрушечную железную дорогу.

Так он создавал иллюзию контроля: паровоз полностью подчинялся его власти и мог в любой момент остановиться. Но маленький Сэмми никогда его не тормозил: мальчик смотрел, как поезд врезается в машинку. У нас, зрителей, тоже есть контроль над всеми «игрушечными» страхами — киношными убийцами и злом, таящимся внутри них, — и мы всегда можем выключить свой сериал, но почему-то никогда не останавливаемся. Возможно, так мы боремся с опасностью, которая как будто бродит где-то поблизости.

Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно