ЛОНГРИД

Дела давно минувших дней: почему нам нравится смотреть ретрофильмы и сериалы

Тимофей Лобанов
Кинокритик, киновед

Сюжеты о прошлом всегда привлекали как кинематографистов, так и зрителей. В последние годы популярность подобных лент только возросла: бум ностальгических хорроров, начатый «Очень странными делами», продолжили костюмные драмы и байопики, становящиеся фаворитами множества премий и фестивалей. На START выходит мелодрама «Влюблен без памяти» — история большой любви, основанная на реальных событиях начала XX века. К цифровой премьере картины разбираемся, как устроены ретрофильмы и чем же они нас так манят.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
История историй
Кинематограф с самого своего возникновения был похож на чудо: он показывал людям то, о чем раньше они только мечтали. Но что может быть волшебнее, чем путешествие во времени? Сюжеты прошлого стали излюбленным материалом для режиссеров, но использовали они его абсолютно по-разному. Одни превращали историю в аттракцион. Например, пеплумы («Бен-Гур», «Клеопатра») — масштабные киноэпосы, основанные на библейских или античных сюжетах, зрелищные, но часто фактически недостоверные. Другие через описание прошлого говорили о настоящем или даже вневременном: природе власти и творчества, жестокости и милосердия. «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского — это не просто исторические зарисовки, но яркие авторские высказывания.
«Андрей Рублев» (1966)
«Андрей Рублев» (1966)
«Андрей Рублев» (1966)
«Андрей Рублев» (1966)
«Андрей Рублев» (1966)
Интересно, что два метода породили полярные киноязыки. Задача первого — стилизовать фильм согласно духу эпохи, намеренно его «состарить». Эта тенденция объясняет и моду на пленочное изображение (или цифровую его имитацию), и черно-белую съемку в современных лентах. Есть также примеры экспериментального киновинтажа: например, «Артист» — французский фильм — признание в любви немому кино. Картина подражает ему не только визуально, но и по смыслу: манера повествования и актерской игры дарят зрителю полное ощущение, что он смотрит ленту 20-х годов прошлого века.
«Артист» (2011)
«Артист» (2011)
«Артист» (2011)
«Артист» (2011)
«Артист» (2011)
Второй метод работы с формой сложнее и во многом интереснее: не погрузить в эпоху, но переосмыслить ее, найдя параллели с сегодняшним днем. Часто в таких фильмах встречаются анахронизмы: например, светские вечеринки в «Великом Гэтсби» База Лурмана сопровождаются хитами Канье Уэста и Ланы Дель Рей, а в гардеробе Марии-Антуанетты из одноименной мелодрамы Софии Копполы неожиданно появляются розовые кеды. Наконец, в «Истории рыцаря» с Хитом Леджером средневековые поединки превращаются в современные спортивные соревнования с кричалками, представлением участников и логотипами популярных брендов на доспехах.
Советский миф
Любой отраженный в кино исторический период становится своеобразной легендой о самом себе. Например, мир Дикого Запада мы уже не можем представить в отрыве от стилистики вестернов с эстетикой салунов и ковбойских перестрелок. Образ эпохи в фильмах и сериалах — это не о внешних атрибутах, а об атмосфере времени. Таких примеров много и в отечественном кино: трогательная дореволюционная Россия в ранних картинах Никиты Михалкова, перестройка с ее духом перемен в «Нулевом пациенте» и «Слово пацана. Кровь на асфальте», лихие 90-е в «Жмурках» и «Бригаде».
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Особенно ярко — причем абсолютно по-разному — в современном российском кино показана хрущевская оттепель. Мы видим период и глазами иностранца («Француз» Андрея Смирнова), и через призму текстов Сергея ДовлатоваКонец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина ). Но точнее всего дух времени передан, пожалуй, в «Оттепели» Валерия Тодоровского. Во многом потому, что в центре сериала — история огромной внутренней свободы людей вопреки несвободе внешней. В основу сюжета легли судьбы реальных советских кинематографистов 60-х годов, в частности отца режиссера — оператора и постановщика Петра Тодоровского.
«Оттепель» (сериал, 2013)
«Оттепель» (сериал, 2013)
«Оттепель» (сериал, 2013)
«Оттепель» (сериал, 2013)
«Оттепель» (сериал, 2013)
Примечательно, что для Валерия Тодоровского советская история много раз выступала материалом для фильмов: ретромюзикл «Стиляги» посвящен одноименной субкультуре 50-х годов, а «Одесса» — семейной драме на фоне эпидемии холеры на юге страны.
А что, если…
Популярнейшая разновидность ретрофильмов — об альтернативной истории. Это вариации на тему того, как изменился бы мир, если бы какие-то события пошли не по знакомому всем сценарию. Часто через призму прошлого подобные сюжеты говорят об актуальном. «Человек в высоком замке» не просто фантазия о победе во Второй мировой нацистской Германии и Японии, но смелое высказывание о тоталитаризме. Авторы кинокомикса «Хранители» не только помещают в реалии холодной войны настоящих супергероев, но и размышляют о природе власти: кто будет этих самых хранителей стеречь? Наконец, для Квентина Тарантино «переписать» историю — способ восстановить справедливость, наказать грешных и отомстить за невинных. Поэтому в своих фильмах «Бесславные ублюдки» и «Однажды в… Голливуде» он расправляется с Гитлером и сектой Чарльза Мэнсона.
«Однажды в… Голливуде» (2019)
«Однажды в… Голливуде» (2019)
«Однажды в… Голливуде» (2019)
«Однажды в… Голливуде» (2019)
«Однажды в… Голливуде» (2019)
«Однажды в… Голливуде» (2019)
В последние годы жанр распространился и в российском кино. В недавно вышедшей экранизации «Мастера и Маргариты» на экране появляются сразу две Москвы 30-х: реальная, с непрекращающейся стройкой будущего, и футуристичная, где это будущее уже настало и в нем реализованы так и не увидевшие свет архитектурные проекты постконструктивизма, в том числе грозно-величественный Дворец Советов.
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
Сериал «Карамора» переосмысляет ключевые события XX века через фэнтезийные допущения: что, если правящей элитой Российской империи были… вампиры? Эта идея позволяет зрителям по-новому посмотреть на борьбу за власть в начале столетия. Создатели проекта также превращают Петербург в декадентский стимпанк-город, а известных всем исторических личностей — от Григория Распутина до Льва Толстого — показывают с неожиданной стороны.
Постретро: ностальгия как побег
Почему нам все же так нравится кино в стиле ретро? Часто просмотр таких фильмов — побег от реальности в мир прошлого. Этим же можно объяснить и популярность сюжетов о путешествиях во времени. Многие картины о минувшем сильно приукрашивают его, заставляя зрителей чувствовать ностальгию по эпохам, в которых они даже не жили. Но есть истории, способные предложить альтернативный взгляд на жанр.
Такие фильмы можно назвать постретро, их цель — переосмыслить всеобщую тягу к романтизации прошлого. В драмеди «Плезантвиль» главный герой чудом сбегает от наскучившей ему реальности 90-х в утопичный мир американского пригорода, спрятанный в старом телешоу. Поначалу черно-белая — и внешне, и идейно — вселенная кажется ему настоящей сказкой, но вскоре он начинает видеть в ней ловушку.
«Плезантвиль» (1998)
«Плезантвиль» (1998)
«Плезантвиль» (1998)
«Плезантвиль» (1998)
«Плезантвиль» (1998)
Но, пожалуй, самый известный постретрофильм  — «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Главный герой картины — успешный голливудский сценарист Гил Пендер. У него есть все, чего только можно пожелать: деньги, признание, красивая невеста Инес. Однако романтик Пендер уверен, что рожден не в ту эпоху. Его куда больше манят 20-е годы XX века — период расцвета мировой литературы, живописи и кино. Вместе с девушкой герой отправляется в Париж, и его желание сбывается. Во время ночной прогулки по городу он оказывается в любимой эпохе, где встречает своих кумиров: Хемингуэя, Фицджеральда, Дали. Он также знакомится с красавицей Адрианой, которой опротивела ее современность — она мечтает оказаться в 1890-х. Постепенно Гил понимает, что каждому поколению прошлое кажется в разы привлекательнее настоящего. Кредо «Раньше было лучше» сменяется другим: «Хорошо там, где нас нет».
«Полночь в Париже» (2011)
«Полночь в Париже» (2011)
«Полночь в Париже» (2011)
«Полночь в Париже» (2011)
Стильно о вечном
Получается, что просмотр фильмов в стиле ретро всегда эскапизм? Вовсе нет! Многие картины этого жанра не стесняются говорить со зрителем на острые и болезненные темы, и история в них вовсе не фон, а один из важных героев повествования. Например, основанная на реальных событиях «Зеленая книга» не только атмосферное роуд-муви по югу Америки 60-х, но и описание великой дружбы, сложившейся вопреки расовым предрассудкам и дискриминации. А в мелодраме «Искупление» катастрофа Второй мировой войны становится максимально подходящим сопровождением истории любви, разрушенной из-за глупой ошибки.
«Зеленая книга» (2019)
«Зеленая книга» (2019)
«Зеленая книга» (2019)
«Зеленая книга» (2019)
«Зеленая книга» (2019)
Исторический контекст важен и в романтической драме «Влюблен без памяти». Ее действие разворачивается во Франции, учащейся жить заново после Первой мировой. Жюли, чей муж Жюльен пропал без вести на фронте, вдруг видит в газете статью о солдате, потерявшем память. На прикрепленном фото женщина сразу узнает супруга, находит его и всеми силами пытается вернуть его былые воспоминания и чувства. Как только в их жизни все снова постепенно налаживается, в нее вторгается некая Роуз-Мари. Девушка утверждает, что настоящее имя Жюльена — Виктор Брюне и он ее любовник. Она начинает внушать мужчине уже свою, альтернативную версию его прошлого. Сюжет фильма основан на реальном судебном деле: в Италии 1920-х годов женщина признала в демобилизованном мужчине с амнезией своего супруга, но тот в итоге оказался совершенно другим человеком.
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
Дух эпохи — одно из главных действующих лиц картины. Это фильм не только о всепоглощающей страсти, но и об исторических переменах. Потерянная во времени Жюли, душой и разумом оставшаяся в 10-х, и дитя ревущих 20-х Роуз-Мари, живущая будущим, — они противопоставлены не только по сути, но и визуально: потрепанная одежда и приглушенная цветовая палитра в одной сюжетной линии, модные наряды и насыщенные цвета — в другой.
Кто-то находит в ретрофильмах способ убежать от рутины, кто-то — пищу для размышлений и повод для дискуссий. Но в первую очередь мы смотрим такие картины из-за возможности сесть в машину времени и очутиться в абсолютно любой эпохе и обстоятельствах, ощутить на себе настоящую магию кино.
В главных ролях: Лейла Бехти, Карим Леклу, Луиз Бургуэн
Режиссер: Гийом Бюро
Смотреть