Время и место действия
Цвет — это визуальный рассказчик, который позволяет кинематографистам воплощать на экранах различные исторические периоды, а зрителям — легче ориентироваться во временных отрезках. К примеру, выполненный в черно-белых тонах «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина возвращает аудиторию в 60-е годы и напоминает о поэтичных фильмах советской оттепели. Оскароносный и тоже черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса воссоздает на экранах магию немого кино. Приглушенные тона и мрачные готические декорации в сериале «Табу» перемещают зрителя в Лондон XIX века — город, полный преступности, коррупции и порока.
Временами режиссеры заигрывают с колористикой, чтобы воссоздать биографическое прошлое героев. В сериале START «Против всех» воспоминания деда Захара, пережившего Великую Отечественную войну, оформлены в приглушенных, практически монохромных тонах, в то время как настоящее показано за счет естественных цветовых решений.
Помимо документирования прошлого, цвет может служить маркером для разграничения реальности и фантазии. Так происходит в сюрреалистических фильмах Дэвида Линча, где с помощью красного и синего режиссер обозначает переход между мирами. В «Волшебнике страны Оз» Виктора Флеминга сцены в Канзасе выполнены в сепии, а сказочный мир пестрит красками.
Указание жанра
Часто разным жанрам в кино присущи свои колористические решения. Мелодрамы и комедии снимают в светлых и теплых оттенках: взять хотя бы прошлогоднюю новинку START — сериал «Куплю актрису» или нашумевший российский ремейк известного турецкого хита «Постучись в мою дверь в Москве», где использование мрачной палитры сведено к минимуму.
Хорроры, триллеры, детективы традиционно темные, но бывают и исключения вроде знаменитого «Солнцестояния» Ари Астера. Основное действие в фильме происходит при ярком дневном свете. Перед нами открывается залитая солнцем зеленая деревня с жителями в белоснежных одеждах, которые хранят свои мрачные тайны. Такой подход не только умело дезориентирует и зрителя, и героев, но и усиливает напряжение, которое постепенно сменяется дискомфортом, а затем страхом.
Еще один любопытный пример — «Суспирия» итальянского классика джалло Дарио Ардженто. Для создания фильма режиссер использовал максимально яркую и насыщенную цветовую палитру. Преобладающий красный символизирует зло и опасность, таящиеся в стенах престижной танцевальной академии. Синий олицетворяет невинность, доброту, уязвимость, присущие некоторым ученикам школы. В ленте отсутствуют нейтральные тона, что только усиливает сюрреалистическую атмосферу. К тому же экстремальное визуальное решение картины не позволяет зрителю забыть, что происходящее на экране нереально, — правда, спокойнее от этого не становится.
Акценты
Колористика позволяет режиссерам управлять зрителем. С ее помощью можно акцентировать внимание на важных деталях, которые необходимы для понимания замысла картины. Самый известный пример — сцена с маленькой девочкой в красном пальто из черно-белого «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга. Главный герой замечает, как беззащитный ребенок идет по улице, пока вокруг происходят убийства. Этот момент играет важную роль в развитии сюжета, ведь он позволяет персонажу понять, как действовать дальше.
Сам режиссер объяснял необходимость цветового акцента так: «Америка, Россия и Англия — все знали о холокосте, но ничего с этим не делали. Мы не направили силы на то, чтобы остановить неумолимый марш смерти. Это большое кровавое пятно в истории, и поэтому я хотел использовать красный цвет».
В фильме «Оно» по культовой книге Стивена Кинга важной деталью становится красный воздушный шар. Предмет чаще ассоциируется с радостью и весельем, но здесь он представляет угрозу и принадлежит кровожадному клоуну, который охотится на детей.
Создание настроения, усиление чувств и эмоций
Во вступлении к нашей статье мы упоминали, что цвета могут задавать тон всему произведению, определенную атмосферу и настроение. К тому же в зависимости от оттенка, насыщенности и сочетания они помогают зрителю понять чувства персонажей на экране.
Полнометражный дебют Эльдара Шибанова «Горный лук» напоминает ленты Уэса Андерсона, который знаменит уникальным подходом к работе с визуальным языком. История о маленьких брате и сестре, стремящихся предотвратить развод мамы и папы, полна ярких красок. Насыщенные зеленые, синие, желтые, розовые тона подчеркивают комедийное направление ленты. Они также напоминают о том, что главные герои здесь дети, для которых каждый день несет новые приключения.
Уникальным визуальным стилем может похвастаться и «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», созданный Робертом Родригесом и автором комиксов «Город грехов» Фрэнком Миллером. В отличие от предыдущих картин, лента снята в насыщенной черно-белой гамме с намеренным вкраплением цветных элементов. Такое решение обусловлено не только данью уважения графическим новеллам и стилю неонуар. Поскольку в фильме много жестоких сцен, монохромная колористика позволяет снизить чувствительность зрителя к насилию на экране.
Психологический триллер «Медиатор» Артема Аксёненко снят через дымчато-желтый фильтр. Такое цветовое решение создает болезненный эффект, повышает уровень тревожности, а еще намекает на эмоциональную нестабильность героев, каждый из которых борется со своими внутренними демонами.
Герои
Нередко режиссеры используют определенные цвета для своих персонажей. В спин-оффе «Бывших», сериале «Красные линии», главная героиня Лена Огурцова в первых сериях выбирает брюки и куртку светлых оттенков, что может говорить о ее простоте и наивности. Однако в момент, когда девушка оказывается не способной больше противостоять искушению коварного писателя, цвет ее одежды меняется на черный, который носит он сам.
В фильме «Детка» цвет волос Марии Мацель меняется от темного к ярко-розовому по мере развития характера ее героини. Если в доме сурового отца Даша боялась признаваться, чего хочет на самом деле, то с побегом в Питер она сразу же почувствовала себя увереннее и свободнее. В сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» модная синяя куртка Марата позволяет ему быть заметным на фоне других членов уличной группировки и говорит о достатке семьи школьника.
В пятой части франшизы о мальчике-волшебнике «Гарри Поттер и Орден Феникса» появляется одна из самых ненавистных злодеек в истории кино — Долорес Амбридж. Героиня предпочитает все оттенки розового и без ума от котят, что хорошо играет на контрасте с ее характером. На первый взгляд помощница министра магии может показаться милой и добродушной, но на самом деле это жестокая чиновница и директриса, которая требует беспрекословного подчинения.
Символика
Каждый цвет имеет свое значение. Красный — один из самых популярных в кино. Его часто можно встретить в лентах различных жанров, ведь он олицетворяет целый спектр эмоций. В драме Чжана Имоу «Подними красный фонарь», рассказывающей о женщинах, которые конкурируют за внимание мужа, оттенки алого символизируют силу и уязвимость. В ироничном режиссерском дебюте Гэри Росса «Плезантвиль» цвет обозначает нарушение устоявшегося порядка в городе, переоценку ценностей, пробуждение жизни и сексуальности. В многосерийном эротическом триллере «Содержанки» красный свидетельствует о страсти, искушении и опасности мира роскоши и богатства.
Белый называют цветом чистоты, невинности, обновления. Так, одежду светлых тонов носят героини сериала «Два холма», который рассказывает об идиллическом мире матриархата, где недопустимы агрессия и насилие. Однако у цвета существует и отрицательное значение. Например, снежный лабиринт в «Сиянии» Стэнли Кубрика дезориентирует персонажей и зрителя и создает ощущение невозможности спастись от зла.
Фиолетовый часто ассоциируется не только с роскошью и амбициями, но и с потерями и скрытой угрозой. Выполненный в этом цвете постер психологического триллера «Жить жизнь» намекает, что главной героине Анне Богинской предстоят непростые испытания на пути к личному счастью.
В зависимости от контекста синий в кино означает спокойствие, гармонию, одиночество, меланхолию, зеленый намекает на присутствие чего-то зловещего, а желтый символизирует как счастье, так и обман. Одно можно сказать наверняка: работа с колористикой — задача не из простых. Но именно она позволяет сделать любую картину визуально насыщеннее и интереснее.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.