ЛОНГРИД

Почему цвет в кино имеет значение?

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, «7дней.ru», «Кинотексты»

Кинематограф — искусство визуальное. Чтобы впечатлить зрителя, автору не всегда достаточно иметь хороший сценарий и талантливых актеров. Грамотная работа с цветовой палитрой не только позволяет фильмам, сериалам, мультфильмам надолго оставаться в памяти, но и помогает режиссерам создавать определенную атмосферу или настроение картины, передавать смыслы и акцентировать внимание на нужных деталях. В нашей статье подробнее рассказываем о том, как работает цвет в кино.*

Время и место действия
Цвет — это визуальный рассказчик, который позволяет кинематографистам воплощать на экранах различные исторические периоды, а зрителям — легче ориентироваться во временных отрезках. К примеру, выполненный в черно-белых тонах «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина возвращает аудиторию в 60-е годы и напоминает о поэтичных фильмах советской оттепели. Оскароносный и тоже черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса воссоздает на экранах магию немого кино. Приглушенные тона и мрачные готические декорации в сериале «Табу» перемещают зрителя в Лондон XIX века — город, полный преступности, коррупции и порока.
«Табу» (2017)
«Табу» (2017)
«Табу» (2017)
«Табу» (2017)
«Табу» (2017)
«Табу» (2017)
Временами режиссеры заигрывают с колористикой, чтобы воссоздать биографическое прошлое героев. В сериале START «Против всех» воспоминания деда Захара, пережившего Великую Отечественную войну, оформлены в приглушенных, практически монохромных тонах, в то время как настоящее показано за счет естественных цветовых решений.
Помимо документирования прошлого, цвет может служить маркером для разграничения реальности и фантазии. Так происходит в сюрреалистических фильмах Дэвида Линча, где с помощью красного и синего режиссер обозначает переход между мирами. В «Волшебнике страны Оз» Виктора Флеминга сцены в Канзасе выполнены в сепии, а сказочный мир пестрит красками.
«Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» (1986)
«Синий бархат» (1986)
Указание жанра
Часто разным жанрам в кино присущи свои колористические решения. Мелодрамы и комедии снимают в светлых и теплых оттенках: взять хотя бы прошлогоднюю новинку START — сериал «Куплю актрису» или нашумевший российский ремейк известного турецкого хита «Постучись в мою дверь в Москве», где использование мрачной палитры сведено к минимуму.
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
«Постучись в мою дверь в Москве» (сериал, 2024)
Хорроры, триллеры, детективы традиционно темные, но бывают и исключения вроде знаменитого «Солнцестояния» Ари Астера. Основное действие в фильме происходит при ярком дневном свете. Перед нами открывается залитая солнцем зеленая деревня с жителями в белоснежных одеждах, которые хранят свои мрачные тайны. Такой подход не только умело дезориентирует и зрителя, и героев, но и усиливает напряжение, которое постепенно сменяется дискомфортом, а затем страхом.
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
Еще один любопытный пример — «Суспирия» итальянского классика джалло Дарио Ардженто. Для создания фильма режиссер использовал максимально яркую и насыщенную цветовую палитру. Преобладающий красный символизирует зло и опасность, таящиеся в стенах престижной танцевальной академии. Синий олицетворяет невинность, доброту, уязвимость, присущие некоторым ученикам школы. В ленте отсутствуют нейтральные тона, что только усиливает сюрреалистическую атмосферу. К тому же экстремальное визуальное решение картины не позволяет зрителю забыть, что происходящее на экране нереально, — правда, спокойнее от этого не становится.
«Суспирия» (1977)
«Суспирия» (1977)
«Суспирия» (1977)
«Суспирия» (1977)
«Суспирия» (1977)
«Суспирия» (1977)
Акценты
Колористика позволяет режиссерам управлять зрителем. С ее помощью можно акцентировать внимание на важных деталях, которые необходимы для понимания замысла картины. Самый известный пример — сцена с маленькой девочкой в красном пальто из черно-белого «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга. Главный герой замечает, как беззащитный ребенок идет по улице, пока вокруг происходят убийства. Этот момент играет важную роль в развитии сюжета, ведь он позволяет персонажу понять, как действовать дальше.
«Список Шиндлера» (1993)
«Список Шиндлера» (1993)
«Список Шиндлера» (1993)
«Суспирия» (2018)
«Суспирия» (2018)
Сам режиссер объяснял необходимость цветового акцента так: «Америка, Россия и Англия — все знали о холокосте, но ничего с этим не делали. Мы не направили силы на то, чтобы остановить неумолимый марш смерти. Это большое кровавое пятно в истории, и поэтому я хотел использовать красный цвет».
В фильме «Оно» по культовой книге Стивена Кинга важной деталью становится красный воздушный шар. Предмет чаще ассоциируется с радостью и весельем, но здесь он представляет угрозу и принадлежит кровожадному клоуну, который охотится на детей.
«Оно» (2017)
«Оно» (2017)
«Оно» (2017)
«Оно» (2017)
Создание настроения, усиление чувств и эмоций
Во вступлении к нашей статье мы упоминали, что цвета могут задавать тон всему произведению, определенную атмосферу и настроение. К тому же в зависимости от оттенка, насыщенности и сочетания они помогают зрителю понять чувства персонажей на экране.
Полнометражный дебют Эльдара Шибанова «Горный лук» напоминает ленты Уэса Андерсона, который знаменит уникальным подходом к работе с визуальным языком. История о маленьких брате и сестре, стремящихся предотвратить развод мамы и папы, полна ярких красок. Насыщенные зеленые, синие, желтые, розовые тона подчеркивают комедийное направление ленты. Они также напоминают о том, что главные герои здесь дети, для которых каждый день несет новые приключения.
Уникальным визуальным стилем может похвастаться и «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», созданный Робертом Родригесом и автором комиксов «Город грехов» Фрэнком Миллером. В отличие от предыдущих картин, лента снята в насыщенной черно-белой гамме с намеренным вкраплением цветных элементов. Такое решение обусловлено не только данью уважения графическим новеллам и стилю неонуар. Поскольку в фильме много жестоких сцен, монохромная колористика позволяет снизить чувствительность зрителя к насилию на экране.
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014)
Психологический триллер «Медиатор» Артема Аксёненко снят через дымчато-желтый фильтр. Такое цветовое решение создает болезненный эффект, повышает уровень тревожности, а еще намекает на эмоциональную нестабильность героев, каждый из которых борется со своими внутренними демонами.
Герои
Нередко режиссеры используют определенные цвета для своих персонажей. В спин-оффе «Бывших», сериале «Красные линии», главная героиня Лена Огурцова в первых сериях выбирает брюки и куртку светлых оттенков, что может говорить о ее простоте и наивности. Однако в момент, когда девушка оказывается не способной больше противостоять искушению коварного писателя, цвет ее одежды меняется на черный, который носит он сам.
«Красные линии» (сериал, 2024)
«Красные линии» (сериал, 2024)
«Красные линии» (сериал, 2024)
«Красные линии» (сериал, 2024)
«Красные линии» (сериал, 2024)
В фильме «Детка» цвет волос Марии Мацель меняется от темного к ярко-розовому по мере развития характера ее героини. Если в доме сурового отца Даша боялась признаваться, чего хочет на самом деле, то с побегом в Питер она сразу же почувствовала себя увереннее и свободнее. В сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» модная синяя куртка Марата позволяет ему быть заметным на фоне других членов уличной группировки и говорит о достатке семьи школьника.
«Детка» (2024)
«Детка» (2024)
«Детка» (2024)
«Детка» (2024)
«Детка» (2024)
«Детка» (2024)
В пятой части франшизы о мальчике-волшебнике «Гарри Поттер и Орден Феникса» появляется одна из самых ненавистных злодеек в истории кино — Долорес Амбридж. Героиня предпочитает все оттенки розового и без ума от котят, что хорошо играет на контрасте с ее характером. На первый взгляд помощница министра магии может показаться милой и добродушной, но на самом деле это жестокая чиновница и директриса, которая требует беспрекословного подчинения.
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
Символика
Каждый цвет имеет свое значение. Красный — один из самых популярных в кино. Его часто можно встретить в лентах различных жанров, ведь он олицетворяет целый спектр эмоций. В драме Чжана Имоу «Подними красный фонарь», рассказывающей о женщинах, которые конкурируют за внимание мужа, оттенки алого символизируют силу и уязвимость. В ироничном режиссерском дебюте Гэри Росса «Плезантвиль» цвет обозначает нарушение устоявшегося порядка в городе, переоценку ценностей, пробуждение жизни и сексуальности. В многосерийном эротическом триллере «Содержанки» красный свидетельствует о страсти, искушении и опасности мира роскоши и богатства.
Белый называют цветом чистоты, невинности, обновления. Так, одежду светлых тонов носят героини сериала «Два холма», который рассказывает об идиллическом мире матриархата, где недопустимы агрессия и насилие. Однако у цвета существует и отрицательное значение. Например, снежный лабиринт в «Сиянии» Стэнли Кубрика дезориентирует персонажей и зрителя и создает ощущение невозможности спастись от зла.
«Сияние» (1980)
«Сияние» (1980)
«Сияние» (1980)
«Сияние» (1980)
Фиолетовый часто ассоциируется не только с роскошью и амбициями, но и с потерями и скрытой угрозой. Выполненный в этом цвете постер психологического триллера «Жить жизнь» намекает, что главной героине Анне Богинской предстоят непростые испытания на пути к личному счастью.
В зависимости от контекста синий в кино означает спокойствие, гармонию, одиночество, меланхолию, зеленый намекает на присутствие чего-то зловещего, а желтый символизирует как счастье, так и обман. Одно можно сказать наверняка: работа с колористикой — задача не из простых. Но именно она позволяет сделать любую картину визуально насыщеннее и интереснее.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.