ЛОНГРИД

За кулисами французского кино: истории и секреты съемок

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

Библиотека START регулярно пополняется новинками зарубежного кино. Наш постоянный автор Анастасия Волосатова, живущая в Европе и освещающая такие фестивали, как Каннский и Венецианский, отобрала несколько ярких французских картин* из каталога онлайн-кинотеатра и эксклюзивную информацию об их создании. Как рождается магия одного из самых популярных кинематографов мира, читайте в нашем материале.

Рождение идеи и работа над ролью
Фильм в духе «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и «Бойфренда из будущего» рассказывает о жизни Джулии, которая в день своего 80-летия переносится в прошлое. Отправной точкой для рождения картины стала история из биографии режиссера Оливье Тренэра.
Постановщик встретил свою будущую жену Камий в кафе, когда был студентом. Случайное знакомство стало началом романтических отношений. Несколько недель спустя молодой человек рассказал об этом брату и спросил, как обстоят дела в его личной жизни. Тот ответил, что тоже встретил девушку — в другом месте, при совершенно иных обстоятельствах. Через пару минут разговора братья поняли, что их избранницы — сестры.
Случившееся 20 лет назад оказало огромное влияние на их жизни — именно тогда и родилась идея фильма. Сегодня постановщик живет с той самой девушкой из кафе, у них трое детей. Вместе они написали сценарий «Путешественницы во времени», вложив в него свои личные эмоции.
«Путешественница во времени» (2023)
«Путешественница во времени» (2023)
«Путешественница во времени» (2023)
«Путешественница во времени» (2023)
«Путешественница во времени» (2023)
«Путешественница во времени» (2023)
Исполнительнице главной роли Лу де Лааж, которая следом снялась в «Великой иронии» Вуди Аллена, пришлось переключаться между Джулиями разных лет. Перед началом съемок актриса подготовилась, создав для себя историю каждой из ипостасей своей героини.
«Я точно знала, кто они и через что им пришлось пройти. Решила, что Джулия, как и любой человек, состоит из множества “ящичков” с эмоциями и травмами, из которых можно извлечь то, что мне требуется для конкретной сцены. Однако на площадке самым сложным оказалось не столько снова и снова возвращаться в нужное эмоциональное состояние, сколько сохранять тонкость в игре, чтобы зрители чувствовали, что перед ними все та же Джулия, а не новый персонаж».
Лу де Лааж
Актриса
Занятие ее героини — игра на фортепиано — помогло актрисе вжиться в роль. Вместе с композитором и пианисткой-дублершей де Лааж сумела выучить движения для нескольких произведений.
Рождение сценария
Комедию о попытках давних супругов сохранить брак, когда страсть уже угасла, а претензии друг к другу растут, режиссер Илан Клиппер написал вместе со сценаристкой Камиль Шаму. Фильм частично вдохновлен жизнями двух авторов.
Процесс работы над сценарием начался с взаимных интервью: Клиппер и Шаму рассказывали друг другу свои истории. Долгие беседы помогли разобрать, как формируются ссоры между двумя близкими людьми. Многие сцены, которые казались авторам эмоционально тяжелыми в жизни, в процессе адаптации для экрана приобрели комический оттенок. Именно эту смешанную природу — сложность и абсурдность человеческих отношений — сценаристы старались передать в фильме.
«Второй шанс» (2022)
«Второй шанс» (2022)
«Второй шанс» (2022)
«Второй шанс» (2022)
«Второй шанс» (2022)
«Второй шанс» (2022)
Камиль Шаму хотела, чтобы герои изобрели метод, своего рода внешнюю силу, которая помогла бы им справиться с их внутренними проблемами. Это привело к идее о «хартии», вдохновленной собственным опытом сценаристки: однажды она предложила своему партнеру 15-дневный обет без ссор.
«Мы всегда начинаем с реальных ситуаций, что позволяет максимально сохранить достоверность. Все персонажи существуют в действительности, все сцены были пережиты. И мы на самом деле пишем все вместе — персонажей, эпизоды и диалоги. Для меня вообще невозможно создавать сценарий комедии в одиночку, нужно постоянно тестировать идеи».
Илан Клиппер
Режиссер и сценарист
Подготовка к морским съемкам
«Фло», 2023-й
Фильм рассказывает о жизни французской яхтсменки Флоранс Арто, известной как «маленькая невеста Атлантики». Она была одной из немногих женщин, достигших выдающихся успехов в мире парусного спорта, в котором, как правило, доминируют мужчины. Ее победа в трансатлантической гонке Route du Rhum в 1990 году стала историческим событием. Эта регата считается едва ли не самой престижной и проходит раз в четыре года со стартом во французском городе Сен-Мало и финишем на острове Гваделупа. В 2015-м спортсменка погибла в авиакатастрофе — при столкновении двух вертолетов во время съемок экстремального реалити-шоу.
Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале 2023 года. Для режиссера Жеральдин Данон, актрисы и документалиста, крестницы Алена Делона, фильм стал полнометражным дебютом. Она лично знала Флоранс Арто, а муж постановщицы тоже яхтсмен, поэтому проект был для нее очень близким.
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
Главная сложность в создании байопика заключалась в морской тематике. Фильм снимался в Кейптауне (Южная Африка), в Сен-Мандрие-сюр-Мер (Средиземное море), у побережья Ла-Трините и Конкарно (Бретань), в Гваделупе и Нормандии. Все сцены создавались в реальных условиях на открытом море, а не в студии.
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Фло» (2023)
«Съемки были непростыми, так как нужно было найти множество культовых лодок. Нам удалось вернуть парусную яхту Флоранс Pierre 1er, которая оказалась на Филиппинах и принадлежала французу из Гонконга. Мы переименовали ее во Flo. Филипп Брийо (Яхтсмен и бывший мэр одного из французских департаментов. — Прим. ред.) согласился отправиться за ней и доставить ее нам, но по пути его атаковали пираты между Сомали и Йеменом!

К счастью, судно успело прибыть для гонки Route du Rhum, в которой участвовал Филипп Пупон (Муж постановщицы и яхтсмен. — Прим. ред.), одновременно перегонявший лодку в Гваделупу, где она нам была нужна для съемок. Мы также снимали на борту L’Argade, которую Флоранс обожала. Она раскрасила ее в розовый — свой любимый цвет, — а в 2011 году упала с нее за борт... Однако нам пришлось изготовить реплики других лодок: Biotherm, Petrouchka, L’Xpérimental и 33 export».
Жеральдин Данон
Режиссер
Создание визуального и художественного стиля
«Он и она», 2024-й
Очаровательная романтическая комедия 2024 года с внуком Жан-Поля Бельмондо, Виктором, в главной роли. Лента погружает в атмосферу французской столицы в духе «Полночи в Париже» Вуди Аллена. Наследник знаменитой фамилии плавно пополняет свою фильмографию любопытными образами: в предыдущем проекте, байопике «Брижит Бардо: искусство жить», он сыграл первого мужа звезды.
Новый фильм «Он и она» рассказывает историю, которая случилась с добродушным молодым человеком Марко накануне Дня святого Валентина. Согласившись подменить друга в аварийной службе лифтов, парень ввязывается в приключение после первого же звонка. На том конце провода — девушка в панике из-за того, что застряла в кабине. Марко не удается найти специалиста, который смог бы помочь, и он сам отправляется к пострадавшей. Но, не обнаружив никого на месте, решает во что бы то ни стало отыскать загадочную незнакомку.
«Он и она» (2024)
«Он и она» (2024)
«Он и она» (2024)
«Он и она» (2024)
«Он и она» (2024)
«Он и она» (2024)
Режиссер Эммануэль Белоградски призналась, что на создание фильма ее вдохновила картина Мартина Скорсезе «После работы», к которой сюжетно отсылают ночные поиски главного героя по Парижу. Референсом по стилю стала вселенная Пола Томаса Андерсона в лентах «Любовь, сбивающая с ног» и «Лакричная пицца». По задумке автора, фильм не должен был выглядеть натуралистично, скорее ей хотелось передать сказочную атмосферу, поиграть с декорациями. Одним из ярких элементов стал фантасмагоричный салон, где делают пилинг живыми рыбками.
«Когда я читал сценарий Эммануэль, у меня было ощущение, что в руках что-то необычное, и это было потрясающе, потому что история действительно работает. Не раскрывая подробностей, отмечу, что есть, например, самая первая сцена, которая на бумаге занимала 30 страниц, но при чтении совершенно не казалась затянутой. Она сразу вовлекает в происходящее — сначала через моего персонажа Марко, а потом через героиню Галатеи Беллуджи. Я погружался в целую вселенную, которая одновременно абсурдная и трогательная. Это довольно редкий проект для французского кино».
Виктор Бельмондо
Актер
Работа над костюмами и образами персонажей
«Влюблен без памяти», 2023-й (Франция, Бельгия)
Элегантная ретромелодрама, основанная на реальной истории, — полнометражный дебют французского режиссера Гийома Бюро. На фоне Первой мировой войны за сердце страдающего амнезией Жюльена борются сразу две женщины — Жюли (Лейла Бехти) и Роуз-Мари (Луиз Бургуэн).
По режиссерской задумке, художественные миры героинь играют важную роль. Жюли — фотограф, работает в профессии, которая в 1920-х годах считалась мужской, что подчеркивает изменения в обществе после войны. Ее труд связан с памятью, и она действует как режиссер, управляя людьми перед камерой, а позже — и амнезийным героем, с которым воссоздает ключевые моменты их любви. В фотоателье Жюли реальность и иллюзия переплетаются.
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
«Влюблен без памяти» (2023)
Второй художественный мир — кабаре Роуз-Мари — место, где можно надеть маску и представить себя в новом свете. Оно усиливает параллель с героем, который, попадая под влияние разных женщин, примеряет на себя разные роли.
При создании персонажа Жюли авторы вдохновлялись образами женщин-художниц и авангардисток 1920-х годов, таких как Ли Миллер, Беренис Эббот или Вирджиния Вулф. Это позволило сделать героиню менее традиционной, чем было принято в то время. Она носит свободные платья и адаптирует под себя некоторые элементы мужского гардероба.
Образы Роуз-Мари, напротив, отличаются экстравагантностью и барочностью. Костюмы были вдохновлены кабаре 20-х годов, к ним добавили перья, мех и блестки, создали разные парики для музыкальных номеров.
«Выбрать костюмированный фильм для дебютной работы — смелый, но рискованный шаг. Моей главной задачей было избежать создания картины, застывшей в скрупулезной реконструкции эпохи. Это стремление и определяло мой поиск референсов, которыми я делился со своей командой.

Меня вдохновляли такие разные фильмы, как “История Адели Г.” Франсуа Трюффо, “Яркая звезда” Джейн Кэмпион, “Магия лунного света” Вуди Аллена или “Феникс” Кристиана Петцольда. Их общая черта — способность выйти за рамки простой реконструкции, чтобы создать уникальную эстетическую вселенную».
Гийом Бюро
Режиссер
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.