ЛОНГРИД

Женская доля, метеориты и «Золотой орел»: о чем снимают короткий метр в России

Тимур Алиев
Автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости», кинокритик, психолог, выпускник школы кино и телевидения «Индустрия»

Завершился восьмой фестиваль нового российского кино «Горький fest». Большую часть конкурсной программы занимали короткометражные фильмы на самые разные темы. На примере участников разбираемся в рецепте успеха короткого метра в России.*

Короткометражное кино в нашей стране имеет неоднозначный статус. Для широкой аудитории его будто и не существует: редкие произведения можно увидеть на большом экране в составе киноальманахов, но основная их часть размещается на YouTube и Vimeo самими авторами. Для продюсеров и представителей стриминг-платформ короткометражки — не самостоятельные картины, а скорее трамплин, демонстрация, что создатель готов к серьезной работе над полным метром или сериалом.
При этом короткая форма гораздо более свободна и разнообразна, нежели полноценное кино. К тому же порог входа в нее куда ниже. Автору для съемок нужно меньше — и людей в группе, и техники, и разрешений, а главное, финансов. Историй в духе «Я заложил квартиру и продал машину, чтобы снять фильм» в нише короткометражек практически нет.
Рецепт первый: поддержка стримингов
Нередко онлайн-кинотеатры способствуют появлению короткометражек. Например, фильмы «Поле» Серафима Чихладзе и «Разъезд» Марии Меленевской, участвовавшие в «Горький fest», родились на свет благодаря программе «Быстрый старт», которую запустил и несколько лет развивал онлайн-кинотеатр START. Это конкурс короткометражного кино молодых продюсеров, шоураннеров и режиссеров. Для участия нужно было прислать идеи проекта, а взамен избранные авторы получили продюсерскую и финансовую помощь START.
«Разъездом» занималась Школа кино на базе Свердловской киностудии: для Марии Меленевской это выпускной фильм. На «Горький fest» короткий метр получил две награды — приз зрительских симпатий и приз за лучшую актерскую работу (Мария Смольникова).
Обе короткометражки исследуют эскапизм, но с совершенно разных позиций. В «Поле» сельский участковый (Данил Стеклов) надеется сбежать не только из деревни, которая оказалась у него под надзором, но и с планеты Земля. Случайным образом (здесь замешан шар от боулинга) герой связывается с инопланетянами, которые убеждают, что в том месте, где он находится, светлое будущее ему не светит. Работа — голяк, жена не любит, односельчане не уважают. В общем, пора валить.
«Поле» (2024)
«Поле» (2024)
«Поле» (2024)
«Поле» (2024)
«Поле» (2024)
Героиня «Разъезда» (Смольникова) хочет сбежать, напротив, от себя самой. Девушка — иллюстрация мягкости и безволия. Ей хамят, ее используют или попросту не отвечают на вопросы — реакция одна: принять-понять-простить, авось как-нибудь наладится. Но чаша терпения женщины не бездонна. Когда во дворе собственного дома ее автомобилю не дает проехать хамоватый брутал (Максим Стоянов) за рулем внедорожника, героиня выходит из себя и выдает блестящий монолог, полный ненависти, ярости и скорби.
«Разъезд» (2024)
«Разъезд» (2024)
«Разъезд» (2024)
«Разъезд» (2024)
«Разъезд» (2024)
Речь персонажей в коротком метре — чистое наслаждение, сплав жизни и эмоций, неотделимых от реальности. «Разъезд» — еще и режиссерский дебют сценаристки Марии Меленевской, работавшей над сериалами «Престиж» и «Чиновница».
Рецепт второй: наличие звезд
Короткометражную «Слишком хорошую Анну» о тяжкой доле женщины замужем сняла Яна Климова-Юсупова, пригласив в фильм Агату МуцениецеЗакрытая школа», «Тур с Иванушками») и Ренату Пиотровски («Темный мир», «Дом Фарфора»). Главная героиня — доктор Анна — возвращается со смены, когда в дом вторгается неизвестная девушка. Как оказывается позднее, это любовница мужа, который врал обеим женщинам на протяжении многих лет: супруге — что не изменяет, любовнице — что вот-вот разведется и тогда «заживем».
«Слишком хорошая Анна» (2023)
«Слишком хорошая Анна» (2023)
«Слишком хорошая Анна» (2023)
«Слишком хорошая Анна» (2023)
«Слишком хорошая Анна» (2023)
Настоящим сосредоточением звезд стал короткий метр «Атыкуда» Ксении Андриановой — молодого режиссера и фотографа, а также супруги кинематографиста Евгения Сангаджиева (Happy End), который написал сценарий проекта. В касте засветились Роман Маякин, Даниил Воробьев и Никита Ефремов. Камео разной величины получили и режиссер Алексей Герман — младший, и суперзвезда Александр Петров.
Сюжет здесь эксплуатирует звездность этих самых артистов. По пути из Москвы в Санкт-Петербург они обсуждают работу на площадке, величину гонораров и будущие кинопремии вроде «Ники» и «Золотого орла». Фильм получил две награды — за лучшее изобразительное решение и яркий дебют (диплом от жюри).
«Атыкуда» (2024)
«Атыкуда» (2024)
«Атыкуда» (2024)
«Атыкуда» (2024)
«Атыкуда» (2024)
«Атыкуда» (2024)
Рецепт третий: театральность и футуризм
Иногда короткие метры получаются особенно запоминающимися, поскольку имеют под собой опору — будь то театральная постановка или футуристический концепт. Фильм «Минута» М. Испискова из конкурса «Горький fest» — пример, объединяющий и то и другое. Под режиссерским псевдонимом скрываются участники театрального проекта «Заячий стон». Ребята задумали перевести один из своих спектаклей на язык кино, сделав из него короткометражную зарисовку.
«Минута» (2024)
«Минута» (2024)
«Минута» (2024)
«Минута» (2024)
«Минута» (2024)
В центре сюжета группа ничем не связанных людей, которые стоят в очереди к метеориту. В будущем он упал на Землю, уничтожил целый город, но всем остальным подарил необычный шанс — стать счастливыми. Нужно только прикоснуться к камню — и можно обрести безграничную радость и гармонию. Над упавшим космическим объектом построили буквально министерство счастья. Однако, чтобы добраться до камня, нужно пройти бюрократический ад. А прямо перед дверьми необходимо промолчать одну минуту, причем всей группе, ожидающей в очереди, единовременно.
Антиутопическое будущее исследует и режиссер Алексей Митягин в коротком метре «Мусор» — вероятно, одном из самых визуально изобретательных участников «Горький fest». Фильм отправляет зрителей в 2031 год, где голосовые помощники и боты полностью автоматизировали жизнь на планете. Главный герой Иван в 25 лет нигде не работает, живет на социальное пособие и ни к чему не стремится. Но государство это не устраивает: согласно законам, Иван должен быть полезен для общества, а иначе ему необходимо в течение 72 часов явиться в пункт утилизации для эвтаназии.
«Мусор» (2024)
«Мусор» (2024)
«Мусор» (2024)
«Мусор» (2024)
«Мусор» (2024)
Мир будущего здесь не сказать что впечатляет: основные события происходят в кабине заброшенного самолета, где Иван и обустроил свое жилище. Окружают парня цветастые провода, самопальные компьютеры и потрескавшиеся экраны мониторов. Но и этого достаточно, чтобы проникнуться атмосферой всевидящего Большого Брата, который в художественном и гипертрофированном 2031-м не только следит за тобой, но и распоряжается твоей жизнью и оценивает твою социальную полезность.
Рецепт четвертый: региональный подряд
Говорят, яблоко от яблони недалеко падает, и в российской киноиндустрии такое не редкость. Яркий пример — короткий метр «Торбаса, или Как мы рубили мясо» из конкурса «Горький fest». Режиссер картины — Никита Давыдов, брат знаменитого постановщика Дмитрия Давыдова («Пугало», «Костер на ветру»). Фильм получил награду за лучшую драматургию и специальный приз международного общества «Рыбаки & Охотники» — да, такое существует.
«Торбаса, или Как мы рубили мясо» (2024)
«Торбаса, или Как мы рубили мясо» (2024)
«Торбаса, или Как мы рубили мясо» (2024)
Зарисовка изображает деревню, где обнаруживается безумный «маньяк». Местные жители решают извести его. В картине угадываются фирменные приемы современного якутского кино. Это лаконичный русский слешер, в фундаменте которого есть и комедия, и социальная ирония, и отсылки к работам Ари Астера и Джордана Пила.
Дмитрий Давыдов выступил тут продюсером, а еще один якутский кинематографист Евгений Николаев — соавтором сценария. Примечательно, что в 2023-м короткий метр самого Николаева «Кукушка» тоже участвовал в «Горький fest» (в этом году на базе коротыша родилось самобытное полнометражное кино).

Кстати, помимо «Поля» и «Разъезда», 26 августа на START выйдет ряд других короткометражных фильмов последних лет. Среди них «Ветивер» Сергея Малкина, «Бернаки» Андрея Лукьянова, «Голос» Степана Живова, «Возвращение Зои» Адильхана Ержанова, «Мать и мачеха» Михаила Полякова и «Флюгер» — режиссерский дебют актера Антона Филиппенко.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.