ЛОНГРИД

Прочь от цивилизации: почему герои кино все чаще бегут из городов на природу

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, «7дней.ru», «Кинотексты»

Жизнь в окружении леса, ретриты, длительные путешествия по диким местам — кино не раз предлагало подобные сюжетные тропы. К выходу в онлайн-кинотеатре START комедийного сериала «Хутор» вместе разбираемся, от чего герои больших и малых экранов бегут из городов и как им помогает уединение на природе.*

Тренды из XX века
В последние годы в кино набирает популярность тренд на ретриты. Измученные бесконечным стрессом и проблемами герои решают уехать подальше от привычной городской суеты, чтобы восстановить душевное равновесие. Одни — вроде персонажей «Белого лотоса» или «Девяти совсем незнакомых людей» — предпочитают элитные курорты, где предлагается цифровой детокс, различные велнес-процедуры и проводятся временами сомнительные эксперименты, нацеленные на проработку травм. Другие — как Аня (Ольга Лерман) из «Поехавшей» или Ферн (Фрэнсис Макдорманд) из «Земли кочевников» — отказываются от прежней жизни и отправляются в тяжелый длительный путь в поисках нового настоящего.
«Земля кочевников» (2020)
«Земля кочевников» (2020)
«Земля кочевников» (2020)
«Земля кочевников» (2020)
«Земля кочевников» (2020)
«Земля кочевников» (2020)
Впрочем, к тропу об осмыслении жизни на лоне природы постановщики обращались и в XX веке. Некоторые черпали вдохновение из литературных произведений. В 1982 году режиссер Ганс В. Гайссендёрфер выпустил трехчасовую драму «Волшебная гора» — экранизацию знаменитого одноименного философского романа Томаса Манна. По сюжету главный герой Ганс Касторп, «самый обыкновенный, хотя и приятный молодой человек», отправляется в туберкулезный санаторий в горах, чтобы навестить двоюродного брата. Поначалу персонаж планирует провести там три недели, но в итоге остается на долгие семь лет.
«Волшебная гора» (1982)
«Волшебная гора» (1982)
«Волшебная гора» (1982)
«Волшебная гора» (1982)
«Волшебная гора» (1982)
«Волшебная гора» (1982)
Манн начинал работать над книгой еще до Первой мировой войны, а закончил уже после ее завершения, что значительно повлияло на идею произведения. Неспроста пациенты лечебного учреждения, находящегося вдали от внешнего мира, предпочитают проводить годы в болезни, — лишь бы не сталкиваться с нестабильной реальностью. Нетрудно догадаться, что и в книге, и в фильме эти персонажи — не просто люди, они — прямое олицетворение растерянной Европы, стоящей на пороге больших социокультурных перемен.
Экзистенциальная драма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой» не имеет под собой литературной основы, но тоже показывает идиллический быт персонажей на лоне природы, с которым им вот-вот придется распрощаться. Юные влюбленные, 19-летний Харри и 18-летняя Моника, сбегают от опостылевшей рутины на остров, чтобы провести лучшее лето. На протяжении пути героев сопровождает свойственная молодым беззаботность, но внезапная беременность девушки становится сигналом к тому, что скоро им предстоит покинуть свой маленький рай на земле и вернуться в город с суровыми реалиями, к которым Моника оказывается совсем не готовой.
«Лето с Моникой» (1953)
«Лето с Моникой» (1953)
«Лето с Моникой» (1953)
«Лето с Моникой» (1953)
«Лето с Моникой» (1953)
«Лето с Моникой» (1953)
Романтической истории, создающей ложные ожидания о любви, Бергман предпочитает жесткую правду. Режиссер намеренно противопоставляет умиротворяющие островные пейзажи безрадостным городским видам, чтобы подчеркнуть: всегда наступает момент, когда фантазия сталкивается с действительностью и приходится начать трезво оценивать реальность.
Бегство от прошлого, настоящего и от самих себя
В современных фильмах природа может стать убежищем тех, кто отказывается мириться с пороками общества. В трагикомедии Мэтта Росса «Капитан Фантастик» Бен (Вигго Мортенсен) и его жена растят шестерых детей в лесу. В какой-то момент пара сознательно решила убежать от цивилизации с ее потребительским отношением к жизни, но спустя годы герою приходится вернуться обратно, чтобы попасть на похороны умершей супруги. Мы наблюдаем, как рушится идиллическая утопия: младшим представителям семейства тяжело дается столкновение с действительностью. Начитанность, умение выживать в диких условиях, знание языков и квантовой физики никак не помогают детям с самым важным — социализацией, и отцу все же приходится пересмотреть свои взгляды, чтобы подготовить ребят к реальной, самостоятельной жизни.
«Капитан Фантастик» (2016)
«Капитан Фантастик» (2016)
«Капитан Фантастик» (2016)
«Капитан Фантастик» (2016)
«Капитан Фантастик» (2016)
«Капитан Фантастик» (2016)
В отличие от растерянных перед цивилизацией юных героев фильма «Капитан Фантастик», подростки из теплого инди-драмеди «Короли лета» отлично знают правила обитания в городе. Зато оставить комфорт позади им предстоит впервые. Однажды лучшие друзья Джо (Ник Робинсон) и Патрик (Гэбриел Бассо) договариваются сбежать из дома и обустроить жилище в лесу. Причина — во властных родителях, с которыми дети чувствуют себя будто бы в клетке. К ребятам присоединяется чудаковатый мальчишка по имени Биаджо (Мойзес Ариас), и спустя некоторое время они уже уверенно называются «настоящими мужчинами», наслаждаясь отсутствием контроля со стороны взрослых.
«Короли лета» (2013)
«Короли лета» (2013)
«Короли лета» (2013)
«Короли лета» (2013)
«Короли лета» (2013)
«Короли лета» (2013)
Жизнь в лесу в фильме — метафора взросления. И, как и в культовой драме «Останься со мной», которой режиссер Джордан Вот-Робертс явно вдохновлялся при создании «Королей», маленькое приключение школьников здесь становится предвестником больших перемен в их жизнях. В конце концов, скрываться от проблем можно сколько угодно, но стать старше означает уметь встречать трудности, делать выбор и отвечать за собственные поступки.
«Останься со мной» (1986)
«Останься со мной» (1986)
«Останься со мной» (1986)
«Останься со мной» (1986)
«Останься со мной» (1986)
«Останься со мной» (1986)
Находиться подальше от города предпочитает и один из главных героев сериала «Хутор» Батя (Гоша Куценко). Он возглавляет расположившуюся посреди леса общину, в которой царят особые законы и отрицаются современные ценности. Основное правило здесь — жить и работать по совести. Эти слова для Бати не пустой звук, ведь когда-то давно мужчина потерял сына и до сих пор не смог смириться с утратой. Удаление от цивилизации и материальных благ для героя — своего рода инициация, попытка расстаться с тревожным прошлым и обрести внутреннюю гармонию.
«Хутор» (сериал, 2025)
«Хутор» (сериал, 2025)
«Хутор» (сериал, 2025)
«Хутор» (сериал, 2025)
«Хутор» (сериал, 2025)
«Хутор» (сериал, 2025)
Попытка преодолеть горе и залечить душевные раны
Исследователи из Института развития человека Макса Планка в 2022 году доказали на практике, что даже короткие прогулки на природе могут снизить стресс. В кино удаление от цивилизации — не только способ восстановить силы, но и возможность преодолеть внутренний кризис. Нередко этот троп встречается в хоррорах — жанре, который лучше других исследует наши страхи и психологические травмы.
Например, причудливый ужастик «Коко-ди Коко-да» шведского режиссера Йоханнеса Нюхольма ставит во главу угла тему потери. Супруги Тобиас и Элин лишаются дочери в ее день рождения, а спустя три года отправляются с палатками в лес в попытке спасти свой брак. Вскоре пара встречает странную троицу, блуждающую средь деревьев. Оказывается, незнакомцы еще те маньяки: сначала они жестоко измываются над мужем и женой, после чего их убивают. Но самое жуткое впереди: наутро герои просыпаются как ни в чем не бывало и весь ужас повторяется заново. Выполненная в духе пыточного кино вроде «Антихриста» Ларса фон Триера или «Забавных игр» Михаэля Ханеке, лента показывает, как могут ощущаться скорбь и отчаяние. Для Тобиаса и Элин лес становится личным адом, где их преследуют вовсе не кровожадные монстры, а необъятное чувство вины.
«Коко-ди Коко-да» (2019)
«Коко-ди Коко-да» (2019)
«Коко-ди Коко-да» (2019)
«Коко-ди Коко-да» (2019)
«Коко-ди Коко-да» (2019)
«Коко-ди Коко-да» (2019)
Тяжелую потерю переживает и героиня «Солнцестояния» Дэни (Флоренс Пью): ее сестра убила родителей, а затем и саму себя. Чтобы справиться с потрясением, девушка вместе со своим парнем и его друзьями приезжает в пасторальную шведскую коммуну на праздник летнего солнцестояния. Отношения у пары не ладятся: пока Дэни ищет в лице Кристиана (Джек Рейнор) поддержку, он думает разорвать с девушкой связь, но никак не решается откровенно с ней об этом поговорить. Меж тем в общине проводят древние ритуалы, которые поначалу очень смущают гостей, а затем и вовсе начинают пугать.
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
«Солнцестояние» (2019)
Режиссер Ари Астер не скрывал, что снял фильм о разрушающих отношениях, в основу которого лег болезненный опыт самого постановщика. Община оказывается новым домом для героини. Именно здесь Дэни расстается с травмами прошлого и находит то, в чем больше всего нуждается, — место, где она не чувствует себя одинокой и где искренне готовы разделить ее боль.
Возможность начать новую жизнь
Если обстоятельства загоняют в угол, найти другой путь помогает смена обстановки. По крайней мере, для Герасимовых из «Многодетства» это точно выход. Когда алчный инвестор пытается обманом нажиться на работе архитектора Павла (Павел Савинков), герой принимает решение отказаться от проекта и переехать большим семейством в деревню, где стоит заброшенный дом его деда. В этом месте можно начать новое дело — например, открыть экоотель. Осталось лишь привести жилище в порядок.
Разумеется, процесс адаптации дается и родителям, и детям с трудом: приходится с нуля организовывать новый быт, менять привычки, налаживать связи с соседями. Но идея оставить городскую жизнь позади приносит и свои плюсы: Герасимовым удается еще больше сплотиться и реализовать творческий потенциал, чтобы наладить бизнес как следует.
«Многодетство» (сериал, 2024)
«Многодетство» (сериал, 2024)
«Многодетство» (сериал, 2024)
«Многодетство» (сериал, 2024)
«Многодетство» (сериал, 2024)
«Многодетство» (сериал, 2024)
Горе-криптокоуч Артем (Сергей Романович) из «Хутора» тоже идет по пути кардинальных изменений. Пытаясь скрыться от человека, которому задолжал большие деньги, герой решает стать лесным маугли. Полиция не опознает в заморыше разыскиваемого и отправляет его на Хутор, где как раз принимают заблудшие души. У Артема, как и у Бати, появляется шанс на новую жизнь, без лжи и финансовых махинаций. Но расставаться с привычками прошлого — дело отнюдь не легкое, и парню придется еще многому научиться, чтобы стать другим человеком. Как у Артема это получится — скоро узнаем. Первые серии ретрит-комедии уже можно смотреть на START.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.