Творчество Жоры Крыжовникова
В кинотворчестве Жоры Крыжовникова есть три условные грани. Первая — фарсовые комедии, в сатирической форме изображающие современное российское общество («Горько!»). Вторая — коммерческое кино, уравновешенное и максимально доброжелательное к зрителю («Лед 2»). Третья — реалистичные, бьющие наотмашь истории, в которых смеяться если и принято, то разве что нервно («Звоните ДиКаприо!»).
«Слово пацана. Кровь на асфальте» как раз третий случай. Это жесткая, прагматичная и очень страшная история о подростках конца 1980-х годов. Гиперболизирующий киноязык Крыжовникова здесь пришелся как нельзя кстати: снимая привычными методами (резкие джамп-каты, имитация документальной съемки), режиссер на 100 % попадает в материал. Для того чтобы такой сериал выглядел максимально достоверно, необходимо, чтобы и артисты играли соответствующе.
Молодые актеры «Слова пацана»
Первое, на что обращаешь внимание, — невероятно проработанные образы молодых главных героев. Взаимодействовать с детьми и подростками — задача для очень смелого и опытного режиссера, а уж когда юные артисты должны перевоплотиться в малолетних пацанов — тут не получится по привычке взять и сказать: «Читайте Станиславского». Либо начинающий актер не вывезет жесткую проработку и сорвется, либо игра будет фальшивой. Поэтому, очевидно, молодые артисты используют методику Михаила Чехова — выполняют функции своих героев. Режиссеру на таком материале слепить из неопытных лицедеев выразительные образы непросто.
Тем более удивительно, как честно и натуралистично отыгрывают свои роли в «Слове пацана» молодые артисты. Например, Леон Кемстач в амплуа Андрея фактически дебютант, не считая крохотного участия в фильме «Нормальный только я», созданном его отчимом, актером и режиссером Антоном Богдановым. Кемстач, чей герой довольно закрытый по отношению к окружающим и к зрителю, выстраивает образ при помощи тонких, едва заметных штрихов — например, взгляда. Просто почаще смотрите персонажу в глаза — и сами все увидите.
Также стоит отметить невероятную работу Рузиля Минекаева: юного гопника Марата он играет с эдаким наездом, но тем не менее умудряется внести в этот жесткий образ нотки ранимости, свойственной его герою. С первых кадров зрителю становится очевидно: парень хочет казаться круче, чем он о себе думает.
Отдельно стоит отметить Льва Зулькарнаева, который умудряется одинаково органично играть и представителя районных пацанчиков (в том числе пародийно — как в «Экспрессе» Руслана Братова), и Сергея Рахманинова в сериале «Шаляпин».
Еще один заметный молодой актер из «Слова пацана» — Григорий Дудник, 15-летний артист удивительной органики. Изображая школьника — начинающего гопника, он сыграл не на внутреннем, а на внешнем образе. Будучи в несколько раз больше Андрея, выбранного в качестве первой жертвы, исполнитель роли Искандера сумел сделать это весьма натуралистично.
Вместе ребята создают очень убедительный актерский ансамбль, который в совокупности с основательным режиссерским подходом возводит достоверность на небывалую высоту. Нечто подобное делала Динара Асанова в «Пацанах» и Геннадий Полока в «Республике ШКИД» — но с важным нюансом: там был все-таки взгляд из мира взрослых на проблемных детей. Здесь же все ровно наоборот.
Кстати, важный момент с моральной точки зрения. Для юных актеров было крайне важно понимать, что они несут ответственность за своих героев, что это не просто игра в пацанов на камеру, а произведение, подчеркивающее болевые точки общества через отрицательные образы. В процессе подготовки к ролям ребята неоднократно обращались к материалам о жизни своих условных прототипов — чтобы узнать, насколько страшно сложилась их судьба, что наказание неизбежно.
Все, что происходит с их героями, — это показательный пример того, как делать не нужно. Зло обязательно получит обратную связь в виде возмездия. Чтобы достоверно отобразить эту ключевую мысль сериала, актерам пришлось тщательно готовиться к своим ролям. Пожалуй, у них это получилось на все 100 % — и воплотить образы, и донести это до сих пор, к сожалению, актуальное сообщение.
Опытные, но все еще молодые
Интересно, как в сериале, посвященном в том числе конфликту сразу нескольких поколений, и артисты разбиваются на эти самые поколения. Связующим звеном между взрослыми и детьми служат актеры-миллениалы, у которых уже есть и солидный опыт за плечами, и в то же время молодой задор в глазах.
Эффектный пример — Кащей, формальный глава группировки. Его роль в «Слово пацана. Кровь на асфальте» исполнил Никита Кологривый, один из лучших молодых актеров современности. У него ярко выраженные артистические данные и экспрессивная манера игры: ему очень здорово удаются образы шумных, агрессивных персонажей, каким и является его герой. Он балагур, трикстер, который, с одной стороны, управляет жесткой рукой, а с другой — становится источником бед внутри пацанского коллектива.
Противопоставлен ему герой Ивана Янковского, Вова по кличке Адидас — истинный глава банды, вернувшийся из Афгана с ПТСР и желанием заполучить обратно лидерство, отобрав его у Кащея. Если у персонажа Кологривого все буквально на лице написано (в этом и заключается его функция), то Адидас — личность загадочная. Янковский играет своего героя с фирменной отрешенностью, как это делали в их лучших ролях и дедушка Олег, и отец Филипп: дьяволинка во взгляде, приглушенные интонации, в которых тем не менее слышна отчетливая угроза, общая беспристрастность, за которой скрывается глубокая душевная травма, полученная в Афганистане. Сложный, достоверный и честный образ — именно от такого человека исходит ощущение особой, затаенной опасности.
Если бы мы захотели уложить героев в стандарты юнговских психологических архетипов, поначалу показалось бы, что Кащей — это Тень, выражение всего негативного, что есть в обществе пацанов. На деле, похоже, все наоборот: Адидас, как и положено Персоне, носит маску, за которой таится его истинная, темная и весьма жуткая сущность.
Взрослые дети
Интересная функция у третьего поколения героев в сериале — людей в возрасте 40+, как правило, родителей или лиц, выполняющих эту роль. Если присмотреться, почти все они выглядят куда более растерянными, чем их собственные дети. Не зная, что делать с подрастающим выводком, они совершают необдуманные поступки, ведут себя инфантильно, словно лишь изображая взрослых, а не являясь таковыми на самом деле.
Простой пример — героиня Юли Александровой, мать Андрея. Экс-супруг актрисы, Крыжовников будто по привычке дал ей образ, с которым она справляется лучше всего, — нервной, плохо контролирующей ситуацию матери, которая может лишь громко кричать и заламывать руки. Это привычная, но виртуозно сыгранная роль: мало у кого получается так достоверно изображать истерику взрослого человека.
Отдельным пунктом, конечно, хочется отметить Сергея Бурунова, который уже давно вышел за рамки своего комедийного амплуа, а в этот раз и вовсе сломал представление о себе через колено. Его герой, весьма состоятельный отец Марата, очевидно, и не помышляющий, что сын, окруженный вниманием и заботой, станет пацаном, больше других похож на ребенка. За неимением лучших средств воспитания он бьет сына, связывает ему руки и совершает ряд других поступков, от которых разит безысходностью и, как следствие, примитивной жестокостью. Это сугубо трагическая роль, которая, будь в графе «Жанр» нечто другое, могла бы даже рассмешить, настолько фарсово выглядит персонаж, но в данном случае, напротив, пугает до чертиков. Бурунов тембром, интонацией и экспрессивной мимикой выдает отчаяние человека, потерявшего контроль над ситуацией. Безусловно, это одна из самых больших «взрослых» удач сериала.
Девчонки стоят в сторонке
Большинству женских героинь отведена функция сопровождения. Но нельзя не сказать об однозначной удаче сериала — Ирине, молодой сотруднице милиции, которая берет под свой надзор проблемного Андрея. Сыгравшей ее Анастасии Красовской до этого обычно доставались примерно одни и те же образы: либо нимфетка, выступающая в качестве объекта сексуального интереса мужских персонажей, либо простая девушка миловидной внешности.
Ее роль в «Слове пацана» как будто создана для того, чтобы сломать подобные клише. Ирина — крайне интересный персонаж: юная идеалистка, искренне и честно выполняющая свою работу. У нее есть духовная основа и рациональность, и Красовская здорово реализует этот образ — уверенно и с огнем в глазах. В ней не узнать предыдущих героинь, которые в большинстве случаев были ведомыми и просто плыли по течению сюжета.
Когда в дело вмешивается любовь, жесткий, несгибаемый стержень смягчается: в Ирине просыпается женщина, а не только сотрудник правоохранительных органов, что делает ее характер более мягким и человечным. Очень выразительная, правдивая и хорошо прописанная роль, столь же блистательно сыгранная.
Итог
«Слово пацана. Кровь на асфальте» не просто так получил высочайшие рейтинги и оценки: это сериал, который удивительно похож на настоящую жизнь. Вы будто смотрите документальное кино — и нет, это не реконструкция событий, созданная, чтобы потешить возвышенное чувство прекрасного. Артисты стараются донести до зрителя правду со всех сторон и каждым жестом. По этому сериалу можно проводить уроки актерского мастерства, с помощью ленты легко показать, как тесно связаны в кино все элементы: умелая режиссура раскрывает сюжет и героев, а грамотный сценарий «Слова пацана» позволяет артистам расцвести под камерой.