Эликсир молодости или принятие своей тени?
Элизабет Спаркл, ведущую спортивного телешоу, увольняют в день ее 50-летия. Продюсер Харви думает, что она слишком стара и ей следует найти замену помоложе. Тогда женщина решается на инъекцию таинственного препарата, который, согласно рекламе, обещает создать более молодую версию потребителя. Так начинается нашумевший боди-хоррор «Субстанция», получивший приз за лучший сценарий в Каннах, а также «Золотой глобус» за исполнение главной роли актрисой Деми Мур. В российском прокате картина собрала более 530 миллионов рублей и стала вторым самым кассовым зарубежным фильмом 2024 года.
«Субстанция» (2024)
Фильм, получивший широкое признание, исследует темы одержимости молодостью, давления стандартов красоты и социума на женщин среднего возраста. Жанр боди-хоррора позволяет постановщице Корали Фаржа буквально показать трансформации тела, вызывая у зрителей как отвращение, так и восхищение эстетикой картины. Героиня Деми Мур, вступая в новый возраст, категорически отказывается его принимать и сталкивается с разрушительными последствиями. Она успешна, красива и знаменита, но, вместо того чтобы наслаждаться достигнутым и продолжать «вторую половину жизни», она не примиряется с реальностью и выбирает путь по замкнутому кругу.
Швейцарский психолог и основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей работе «Жизненный рубеж» писал, что люди вступают во вторую половину жизни крайне неподготовленными, находясь под влиянием ложных представлений своих прежних истин и идеалов: «Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже неверно».
«Вторая половина жизни» — это концепция в психологии, которая раскрывает психологические и духовные изменения, происходящие с человеком во второй части его жизненного пути. Юнг утверждал, что первая и вторая половины жизни — это два разных этапа с уникальными задачами и целями. Вначале человек стремится к адаптации во внешнем мире — строит карьеру, создает семью, укрепляет социальный статус и материальное благополучие. Когда и если эти цели закрыты, должен произойти кризис середины жизни — тот самый пресловутый кризис среднего возраста. Человек начинает переосмысливать внутреннюю жизнь и искать глубинный смысл существования. Юнг считал, что в этот период мы сталкиваемся с понятием тени — подавленных и непризнанных сторон личности. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, необходимо интегрировать тень и принять все свои аспекты.
Другая героиня, Роми, в отличие от Элизабет Спаркл, принимает на себя вызов новой половины жизни. Достигнув успеха на посту главы ИТ-компании, будучи женой талантливого режиссера и заботливой матерью, она решается на исследование собственной сексуальности и вступает в связь со своим стажером. Кажется, что Роми сошла с ума, но на самом деле она ищет новую себя, фрустрируя в привычных социальных ролях. За игру в резонансном фильме «Плохая девочка» Николь Кидман получила кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале 2024 года.
И «Субстанция», и «Плохая девочка» по-разному отвечают на один и тот же вопрос: как жить дальше состоявшейся женщине? Для женщин концепция «второй половины жизни» может быть особенно значимой, так как они часто сталкиваются с социальным давлением и эйджизмом (дискриминацией на основании возраста), изменениями в теле и гормональной перестройкой, а также необходимостью поиска новой идентичности, достигнув предела в прежних социальных ролях. Этот период все чаще оказывается в фокусе внимания кино, где мы наблюдаем трансформацию женских образов — от молодых героинь с внешними конфликтами к зрелым женщинам с глубокими внутренними вопросами.
Вечная классика
На «Москва слезам не верит» (1979) и «Служебном романе» (1977) выросло не одно поколение. Оба фильма, хотя и созданы в Советском Союзе, поднимают экзистенциальные вопросы о судьбах женщин, и эти проблемы не устарели и сегодня. Людмила Калугина и Екатерина Тихомирова, достигнув карьерного успеха и заняв руководящие должности, начинают переоценивать жизнь. Новую главу для героинь открывает любовь, радикально отвергающая возрастные и гендерные рамки.
Хрестоматийный сериал «Секс в большом городе» (1998–2004) стал новаторским проектом, который откровенно показал жизнь 30-летних нью-йоркских женщин. Главные героини — Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта — открыто обсуждают темы секса, любви и карьеры, выбирают свободу и независимость, показывая, что одиночество может быть осознанным решением, а не признаком неудачи. В продолжении культового сериала, которое называется «И просто так», любимые персонажи возвращаются на экраны спустя 20 лет, чтобы углубиться в поиски своей идентичности.
Успешный успех
О том, что за фасадом успеха может скрываться экзистенциальный кризис и одиночество, рассказывает новый сериал с Елизаветой Боярской «Опасная близость». Главная героиня Анна — пластический хирург, которая считает себя сильной, стремится во всем быть первой и жить идеальную жизнь. Кажется, что не ладятся только отношения с дочерью. Но когда прежде заботливый муж Анны попадает в аварию вместе с любовницей, выверенный мир женщины рушится, она теряет контроль над происходящим и вынуждена открыть свои незнакомые стороны.
Сериалы «Утреннее шоу» и «Дилемма» фокусируются на жизни телеведущих среднего возраста. Алекс Леви, роль которой исполняет Дженнифер Энистон, сталкивается с профессиональными и личными вызовами после увольнения ее коллеги. Алекс вынуждена бороться за свою должность на телеканале, одновременно переосмысливая собственное место в быстро меняющемся мире медиа. Ее коллеге Неслихан Турхан (Бергюзар Корель) из турецкого сериала «Дилемма» приходится выбирать между ролями беспристрастной журналистки и матери, спасающей сына от преследования.
Комедийная мелодрама «Нежность» Анны Меликян препарирует жизнь амбициозного финансового директора Елены Ивановны Подберезкиной (Виктория Исакова). Достигнув профессиональных высот, героиня начинает переосмысливать свою личную жизнь и женственность. Столкнувшись с внутренними сомнениями и внешним воздействием подруги, бизнесвумен заключает пари, которое должно пробудить ее сексуальность. За 24 часа ей необходимо переспать с мужчиной и прислать доказательства. Так начинается путешествие Елены Ивановны через дебри стереотипов к знакомству с самой собой.
В популярном сериале «Эмили в Париже» многие зрители отдали предпочтение не главной героине, молодой американке (Лили Коллинз), а ее опытной начальнице — стильной и решительной парижанке Сильви Грато (Филиппин Леруа-Больё). Эволюция образа от строгого босса к многогранной личности делает ее одной из самых запоминающихся героинь ленты. Способность Сильви сохранять хладнокровие и элегантность в сложных ситуациях, стремление к самореализации и независимости, а также магнетизм и энергетика вдохновили зрителей и критиков.
Женская сексуальность
В сериале «Открытый брак», как и в «Плохой девочке», фокус внимания направлен на потребности женщины, которая, отдавая всю себя работе, браку и детям, сталкивается с кризисом идентичности, подстегиваемым изменами мужа. Супруги Сева (Антон Васильев) и Оксана (Марина Александрова) воспитывают троих детей, строят карьеру и переживают разлад после 20 лет семейной жизни. Вместо диалога муж изменяет жене, а она, не зная, в чем причина его холодности в постели, предлагает ему открытый брак, чтобы сохранить семью.
В триллере «Содержанки» Марина Зудина исполняет роль Милы, влиятельной светской дамы, которая, освободившись от власти отца и мужа, заводит любовника моложе ее. Женщина, прожившая много лет в несчастливом браке, постепенно осмеливается начать новую жизнь.
Фильм «С любовью и яростью» режиссера Клер Дени исследует женскую страсть и отношения зрелых персонажей. История фокусируется на любовном треугольнике между Сарой (Жюльет Бинош), ее нынешним партнером Жаном (Венсан Линдон) и бывшим возлюбленным Франсуа (Грегуар Колен). Вопреки здравому смыслу и социальным представлениям о возрасте, главная героиня открывается старым чувствам и погружается в переживания, которые тщательно и детально показаны в ленте.
Обычные женщины
Кино и сериалы все чаще показывают образы «обычных женщин», где акцент ставится на их борьбе с трудностями, кризисами и неудачами. Эти героини далеки от гламурных клише, но именно человеческая уязвимость делает их истории глубокими. Так, в сериале «Мейр из Исттауна» Кейт Уинслет исполняет роль детектива в небольшом городе, которая расследует убийство, одновременно пытаясь справиться с личной трагедией — самоубийством сына, разрушенной семьей и социальным давлением.
В драме «Обычная женщина» Анна Михалкова играет владелицу цветочного бизнеса, которая скрывает подпольную деятельность в качестве сутенерши. Она мать и жена, разрывающаяся между темной стороной своей жизни и заботой о семье. Еще одна любопытная роль актрисы — в комедии «Убойный отпуск». Главная героиня во время отдыха в Турции заявляет мужу, что устала от него и хочет развестись, но создает видимость хороших отношений ради дочери. В тот же вечер женщина знакомится с местным мужчиной и отправляется с ним в номер.
Экранные героини открыто проживают боль, радость и освобождение, доказывая, что вторая половина жизни — это время не завершения, а созидания и обретения подлинной целостности.
«Средний возраст для женщины — это сложный и порой противоречивый этап, когда вопросы о смысле жизни и собственном пути становятся особенно острыми. Как психотерапевт я часто замечаю, что именно в этот период женщина впервые позволяет себе задать вопросы, которые долгое время оставались без ответа: “Кто я, если убрать роли жены, матери, дочери?”, “Что приносит мне радость, а не одобрение окружающих?” Для многих российских женщин эти размышления осложняются устоявшимися ожиданиями общества: забота о семье, сохранение молодости, социальная “незаметность”. Но внутри этих стереотипов всегда прячется искра чего-то большего — скрытых мечтаний, подавленных желаний, жажды настоящей, а не мнимой свободы.
Я вижу, как некоторые женщины проходят через эту трансформацию с удивительным мужеством, словно скидывая тяжелый груз прошлого. Для них вторая половина жизни оказывается временем подлинного становления, когда маски спадают, а на первый план выходит настоящая, независимая от чужих ожиданий личность.
Но есть и те, для кого эта точка является источником боли: прошлое не отпускает, страх изменений парализует. В таких случаях терапия часто бывает пространством, где женщина учится слышать себя впервые, сталкиваясь с болью утраты — не только возможностей, но и иллюзий, которые ее поддерживали. И в этой утрате скрыта мощь: через нее приходит принятие и освобождение. Вторая половина жизни — это не столько о потере, сколько о возвращении к себе, о смелости быть тем, кем ты всегда была, но боялась стать».
Я вижу, как некоторые женщины проходят через эту трансформацию с удивительным мужеством, словно скидывая тяжелый груз прошлого. Для них вторая половина жизни оказывается временем подлинного становления, когда маски спадают, а на первый план выходит настоящая, независимая от чужих ожиданий личность.
Но есть и те, для кого эта точка является источником боли: прошлое не отпускает, страх изменений парализует. В таких случаях терапия часто бывает пространством, где женщина учится слышать себя впервые, сталкиваясь с болью утраты — не только возможностей, но и иллюзий, которые ее поддерживали. И в этой утрате скрыта мощь: через нее приходит принятие и освобождение. Вторая половина жизни — это не столько о потере, сколько о возвращении к себе, о смелости быть тем, кем ты всегда была, но боялась стать».
Алина Волкова
Психотерапевт, @alina.aldente