ЛОНГРИД

Как проживают «вторую половину жизни» героини современного кино и сериалов

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

Состоявшиеся актрисы все чаще оказываются в центре внимания, исполняя сложные, глубокие и даже провокативные роли. Нашумевшие фильмы* «Субстанция» с Деми Мур и «Плохая девочка» с Николь Кидман — тому яркие примеры. От России в эту тенденцию вписывается новый сериал «Опасная близость» с Елизаветой Боярской, где главная героиня — успешный пластический хирург — вынуждена пересматривать свою судьбу. Разбираемся, почему эти проекты связаны с психологической концепцией «второй половины жизни» и как она раскрывается в контексте кино.

Эликсир молодости или принятие своей тени?
Элизабет Спаркл, ведущую спортивного телешоу, увольняют в день ее 50-летия. Продюсер Харви думает, что она слишком стара и ей следует найти замену помоложе. Тогда женщина решается на инъекцию таинственного препарата, который, согласно рекламе, обещает создать более молодую версию потребителя. Так начинается нашумевший боди-хоррор «Субстанция», получивший приз за лучший сценарий в Каннах, а также «Золотой глобус» за исполнение главной роли актрисой Деми Мур. В российском прокате картина собрала более 530 миллионов рублей и стала вторым самым кассовым зарубежным фильмом 2024 года.
«Субстанция» (2024)
Фильм, получивший широкое признание, исследует темы одержимости молодостью, давления стандартов красоты и социума на женщин среднего возраста. Жанр боди-хоррора позволяет постановщице Корали Фаржа буквально показать трансформации тела, вызывая у зрителей как отвращение, так и восхищение эстетикой картины. Героиня Деми Мур, вступая в новый возраст, категорически отказывается его принимать и сталкивается с разрушительными последствиями. Она успешна, красива и знаменита, но, вместо того чтобы наслаждаться достигнутым и продолжать «вторую половину жизни», она не примиряется с реальностью и выбирает путь по замкнутому кругу.
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
Швейцарский психолог и основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей работе «Жизненный рубеж» писал, что люди вступают во вторую половину жизни крайне неподготовленными, находясь под влиянием ложных представлений своих прежних истин и идеалов: «Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже неверно».
«Вторая половина жизни» — это концепция в психологии, которая раскрывает психологические и духовные изменения, происходящие с человеком во второй части его жизненного пути. Юнг утверждал, что первая и вторая половины жизни — это два разных этапа с уникальными задачами и целями. Вначале человек стремится к адаптации во внешнем мире — строит карьеру, создает семью, укрепляет социальный статус и материальное благополучие. Когда и если эти цели закрыты, должен произойти кризис середины жизни — тот самый пресловутый кризис среднего возраста. Человек начинает переосмысливать внутреннюю жизнь и искать глубинный смысл существования. Юнг считал, что в этот период мы сталкиваемся с понятием тени — подавленных и непризнанных сторон личности. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, необходимо интегрировать тень и принять все свои аспекты.
Другая героиня, Роми, в отличие от Элизабет Спаркл, принимает на себя вызов новой половины жизни. Достигнув успеха на посту главы ИТ-компании, будучи женой талантливого режиссера и заботливой матерью, она решается на исследование собственной сексуальности и вступает в связь со своим стажером. Кажется, что Роми сошла с ума, но на самом деле она ищет новую себя, фрустрируя в привычных социальных ролях. За игру в резонансном фильме «Плохая девочка» Николь Кидман получила кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале 2024 года.
«Плохая девочка» (2024)
«Плохая девочка» (2024)
«Плохая девочка» (2024)
«Плохая девочка» (2024)
«Плохая девочка» (2024)
И «Субстанция», и «Плохая девочка» по-разному отвечают на один и тот же вопрос: как жить дальше состоявшейся женщине? Для женщин концепция «второй половины жизни» может быть особенно значимой, так как они часто сталкиваются с социальным давлением и эйджизмом (дискриминацией на основании возраста), изменениями в теле и гормональной перестройкой, а также необходимостью поиска новой идентичности, достигнув предела в прежних социальных ролях. Этот период все чаще оказывается в фокусе внимания кино, где мы наблюдаем трансформацию женских образов — от молодых героинь с внешними конфликтами к зрелым женщинам с глубокими внутренними вопросами.
Вечная классика
На «Москва слезам не верит» (1979) и «Служебном романе» (1977) выросло не одно поколение. Оба фильма, хотя и созданы в Советском Союзе, поднимают экзистенциальные вопросы о судьбах женщин, и эти проблемы не устарели и сегодня. Людмила Калугина и Екатерина Тихомирова, достигнув карьерного успеха и заняв руководящие должности, начинают переоценивать жизнь. Новую главу для героинь открывает любовь, радикально отвергающая возрастные и гендерные рамки.
Хрестоматийный сериал «Секс в большом городе» (1998–2004) стал новаторским проектом, который откровенно показал жизнь 30-летних нью-йоркских женщин. Главные героини — Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта — открыто обсуждают темы секса, любви и карьеры, выбирают свободу и независимость, показывая, что одиночество может быть осознанным решением, а не признаком неудачи. В продолжении культового сериала, которое называется «И просто так», любимые персонажи возвращаются на экраны спустя 20 лет, чтобы углубиться в поиски своей идентичности.
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
«И просто так» (сериал, 2021–2023)
Успешный успех
О том, что за фасадом успеха может скрываться экзистенциальный кризис и одиночество, рассказывает новый сериал с Елизаветой Боярской «Опасная близость». Главная героиня Анна — пластический хирург, которая считает себя сильной, стремится во всем быть первой и жить идеальную жизнь. Кажется, что не ладятся только отношения с дочерью. Но когда прежде заботливый муж Анны попадает в аварию вместе с любовницей, выверенный мир женщины рушится, она теряет контроль над происходящим и вынуждена открыть свои незнакомые стороны.
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
«Опасная близость» (сериал, 2025)
Сериалы «Утреннее шоу» и «Дилемма» фокусируются на жизни телеведущих среднего возраста. Алекс Леви, роль которой исполняет Дженнифер Энистон, сталкивается с профессиональными и личными вызовами после увольнения ее коллеги. Алекс вынуждена бороться за свою должность на телеканале, одновременно переосмысливая собственное место в быстро меняющемся мире медиа. Ее коллеге Неслихан Турхан (Бергюзар Корель) из турецкого сериала «Дилемма» приходится выбирать между ролями беспристрастной журналистки и матери, спасающей сына от преследования.
«Дилемма» (сериал, 2024)
«Дилемма» (сериал, 2024)
«Дилемма» (сериал, 2024)
«Дилемма» (сериал, 2024)
«Дилемма» (сериал, 2024)
«Дилемма» (сериал, 2024)
Комедийная мелодрама «Нежность» Анны Меликян препарирует жизнь амбициозного финансового директора Елены Ивановны Подберезкиной (Виктория Исакова). Достигнув профессиональных высот, героиня начинает переосмысливать свою личную жизнь и женственность. Столкнувшись с внутренними сомнениями и внешним воздействием подруги, бизнесвумен заключает пари, которое должно пробудить ее сексуальность. За 24 часа ей необходимо переспать с мужчиной и прислать доказательства. Так начинается путешествие Елены Ивановны через дебри стереотипов к знакомству с самой собой.
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
«Нежность» (сериал, 2020–2024)
В популярном сериале «Эмили в Париже» многие зрители отдали предпочтение не главной героине, молодой американке (Лили Коллинз), а ее опытной начальнице — стильной и решительной парижанке Сильви Грато (Филиппин Леруа-Больё). Эволюция образа от строгого босса к многогранной личности делает ее одной из самых запоминающихся героинь ленты. Способность Сильви сохранять хладнокровие и элегантность в сложных ситуациях, стремление к самореализации и независимости, а также магнетизм и энергетика вдохновили зрителей и критиков.
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
Женская сексуальность
В сериале «Открытый брак», как и в «Плохой девочке», фокус внимания направлен на потребности женщины, которая, отдавая всю себя работе, браку и детям, сталкивается с кризисом идентичности, подстегиваемым изменами мужа. Супруги Сева (Антон Васильев) и Оксана (Марина Александрова) воспитывают троих детей, строят карьеру и переживают разлад после 20 лет семейной жизни. Вместо диалога муж изменяет жене, а она, не зная, в чем причина его холодности в постели, предлагает ему открытый брак, чтобы сохранить семью.
В триллере «Содержанки» Марина Зудина исполняет роль Милы, влиятельной светской дамы, которая, освободившись от власти отца и мужа, заводит любовника моложе ее. Женщина, прожившая много лет в несчастливом браке, постепенно осмеливается начать новую жизнь.
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
Фильм «С любовью и яростью» режиссера Клер Дени исследует женскую страсть и отношения зрелых персонажей. История фокусируется на любовном треугольнике между Сарой (Жюльет Бинош), ее нынешним партнером Жаном (Венсан Линдон) и бывшим возлюбленным Франсуа (Грегуар Колен). Вопреки здравому смыслу и социальным представлениям о возрасте, главная героиня открывается старым чувствам и погружается в переживания, которые тщательно и детально показаны в ленте.
Обычные женщины
Кино и сериалы все чаще показывают образы «обычных женщин», где акцент ставится на их борьбе с трудностями, кризисами и неудачами. Эти героини далеки от гламурных клише, но именно человеческая уязвимость делает их истории глубокими. Так, в сериале «Мейр из Исттауна» Кейт Уинслет исполняет роль детектива в небольшом городе, которая расследует убийство, одновременно пытаясь справиться с личной трагедией — самоубийством сына, разрушенной семьей и социальным давлением.
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
«Мейр из Исттауна» (сериал, 2021)
В драме «Обычная женщина» Анна Михалкова играет владелицу цветочного бизнеса, которая скрывает подпольную деятельность в качестве сутенерши. Она мать и жена, разрывающаяся между темной стороной своей жизни и заботой о семье. Еще одна любопытная роль актрисы — в комедии «Убойный отпуск». Главная героиня во время отдыха в Турции заявляет мужу, что устала от него и хочет развестись, но создает видимость хороших отношений ради дочери. В тот же вечер женщина знакомится с местным мужчиной и отправляется с ним в номер.
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
«Убойный отпуск» (сериал, 2024)
Экранные героини открыто проживают боль, радость и освобождение, доказывая, что вторая половина жизни — это время не завершения, а созидания и обретения подлинной целостности.
«Средний возраст для женщины — это сложный и порой противоречивый этап, когда вопросы о смысле жизни и собственном пути становятся особенно острыми. Как психотерапевт я часто замечаю, что именно в этот период женщина впервые позволяет себе задать вопросы, которые долгое время оставались без ответа: “Кто я, если убрать роли жены, матери, дочери?”, “Что приносит мне радость, а не одобрение окружающих?” Для многих российских женщин эти размышления осложняются устоявшимися ожиданиями общества: забота о семье, сохранение молодости, социальная “незаметность”. Но внутри этих стереотипов всегда прячется искра чего-то большего — скрытых мечтаний, подавленных желаний, жажды настоящей, а не мнимой свободы.

Я вижу, как некоторые женщины проходят через эту трансформацию с удивительным мужеством, словно скидывая тяжелый груз прошлого. Для них вторая половина жизни оказывается временем подлинного становления, когда маски спадают, а на первый план выходит настоящая, независимая от чужих ожиданий личность.

Но есть и те, для кого эта точка является источником боли: прошлое не отпускает, страх изменений парализует. В таких случаях терапия часто бывает пространством, где женщина учится слышать себя впервые, сталкиваясь с болью утраты — не только возможностей, но и иллюзий, которые ее поддерживали. И в этой утрате скрыта мощь: через нее приходит принятие и освобождение. Вторая половина жизни — это не столько о потере, сколько о возвращении к себе, о смелости быть тем, кем ты всегда была, но боялась стать».
Алина Волкова
Психотерапевт, @alina.aldente
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.