ИНТЕРВЬЮ

«Ты гуляешь по городу, где снималась классика»: итальянская киноиндустрия глазами русского продюсера

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

Отличается ли итальянская киноиндустрия от российской, каковы зарубежные коллеги в работе и как проходят съемки в столице кинематографа — Риме? Валерий Купеев прошел путь от монтажера и пионера кинокомиссий в России до главы международного продакшена в Bazelevs и исполнительного продюсера в итальянской компании, снимающей проекты для Netflix и Amazon. В интервью для START он делится своим уникальным опытом* и инсайтами.

Быть продюсером в Италии
Если говорить о работе продюсера — она везде похожа: найти финансирование, запустить проект, довести его до релиза и заняться дистрибуцией. Но разница кроется в системе. В России — из того, что я видел на своем опыте — распространена индивидуальная модель: продюсер курирует кино целиком, часто будучи его инициатором. В Италии я наблюдаю более иерархическую структуру: внутри компании есть делегированные продюсеры, которые ведут проекты от девелопмента до релиза, но работают по найму под управлением генерального продюсера.
Еще одно важное отличие — в источниках финансирования. Независимый продюсер обычно собирает бюджет из государственных и региональных фондов и копродукций. Более безопасный вариант — пойти на платформу, но отдать права и заработать только на производстве. Также европейские продюсеры рассчитывают на международные продажи прав, если речь не о контенте для стримингов.
Валерий Купеев, исполнительный продюсер. Фото из личного архива.
Ситуация на итальянском рынке кино
В Италии упор делается на сериальное производство, поскольку со сборами все не очень хорошо. Это связано и с пандемией, и с тем, что внутренний зритель разочарован в итальянском кино. Времена великих классиков прошли, и пока индустрия не может предложить новых идей.
Есть сильная зависимость от американского рынка. В отличие от Франции, где государство выстроило систему культурного протекционизма, обязывая зарубежные платформы реинвестировать часть прибыли в национальный контент, — Италия упустила этот момент. В результате значительная доля проектов создается по заказу международных игроков, прежде всего Netflix.
Если проект создается под платформу, она почти всегда выкупает все права. То есть современное кинокультурное наследие зачастую уходит в распоряжение зарубежных корпораций. Итальянский продюсер все чаще оказывается в позиции подрядчика: берет проект, снимает его по заданным параметрам, получает вознаграждение — и все. Это порождает замкнутый круг: чтобы выжить, нужно производить то, что удобно платформе, а не то, что имеет культурную или авторскую ценность. Я все же сторонник баланса между протекционизмом и открытостью к миру. Чтобы и сохранить свой продукт, и иметь возможность коллаборации.
На этом фоне важной институцией остается телекомпания Rai («Сквозь Альпы»), которая действует как министерство культуры — поддерживает национальные темы, запускает конкурсные отборы. В отличие от Netflix, который отталкивается от просмотров и алгоритмов, Rai инвестирует в проекты, способные сказать что-то значимое о самой Италии.
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
«Сквозь Альпы» (сериал, 2020)
Продюсеры и кинокомпании, которые вдохновляют
Мне импонирует модель американской студии A24: они начали с дистрибуции, но выстроили сильное продюсерское направление, совмещая творческий контроль и коммерческую стратегию. То же касается и студии Neon Тома Куина, делающей ставку на прокатное авторское кино. Если говорить о продюсерах, которые мне близки, — это Николас Вайнсток, один из создателей «Разделения» для Apple TV+. Он представляет новое поколение — открыт миру, не зациклен на Америке, работает с международными компаниями.
«Разделение» (сериал, 2022–...)
«Разделение» (сериал, 2022–...)
«Разделение» (сериал, 2022–...)
«Разделение» (сериал, 2022–...)
«Разделение» (сериал, 2022–...)
«Разделение» (сериал, 2022–...)
В Италии, как и везде, к продюсерам с именем тянутся деньги и крупные проекты. При этом индустрия устроена по-семейному, ремесло часто передается из поколения в поколение. Новых имен не так много, но Маттео Ровере и его Groenlandia («Закон Лидии Поэт» с Матильдой Де Анджелис, «Правда или ложь» с Летицией Кастой, «Падение короны» с Гийомом Кане, «Не твое тело» с Пьерфранческо Фавино) как раз в их числе.
«Не твое тело» (2017)
«Не твое тело» (2017)
«Не твое тело» (2017)
«Не твое тело» (2017)
«Не твое тело» (2017)
«Не твое тело» (2017)
Интересен путь Андреа Оккипинти и компании Lucky Red («Мой Марчелло» с Катрин Денёв, «Отчаянные мстители» с Францем Роговски, «Принцесса Монако» с Николь Кидман, «Кунг-фу по-итальянски»): они тоже стартовали с дистрибуции и пришли к продюсированию. Их проекты встраиваются в общеевропейский культурный код, они ищут новые форматы и аудиторию за пределами Италии.
«Принцесса Монако» (2014)
«Принцесса Монако» (2014)
«Принцесса Монако» (2014)
«Принцесса Монако» (2014)
«Принцесса Монако» (2014)
«Принцесса Монако» (2014)
Как на самом деле работают в Италии
Главное открытие — итальянцы работоспособные. «Дольче вита» в работе — это миф, на площадке все заняты делом. Кофе, конечно, пьют — но в перерывах. Еще очень юморные: когда начинаешь вникать в язык и культурные особенности, шутить с ними — одно удовольствие.
Рабочий день — чаще всего 9+1 (девять часов съемок и час обеда) или восемь без остановки, с едой на ходу. Этот формат все любят, потому что он экономит время и позволяет раньше вернуться домой. Есть и законодательные ограничения: в Риме можно работать максимум пять дней в неделю, за его пределами — шесть. Мы недавно снимали сериал с шестидневкой два месяца подряд — и никто не жаловался. Это по европейским меркам почти экстремально. Я ожидал больше нытья, но увидел полную отдачу.
Трудности перевода
Люди в кино, несмотря на национальность, удивительно похожи. Типичный римлянин в возрасте, с поседевшими волосами, таскает осветительное оборудование, и ты легко можешь представить его на съемочной площадке где-нибудь под Москвой. Поставь его рядом с нашим техником — и, если бы не языковой барьер, они бы с полуслова друг друга поняли. Это очень трогательно.
Самое сильное впечатление от работы на итальянской площадке — язык. Итальянский, которому учат, и тот, на котором говорят в жизни, — совершенно непохожие вещи. Диалекты настолько отличаются, что даже местные, но из разных регионов, не всегда понимают друг друга. На площадке кто-то из Апулии что-то говорит по рации, ему отвечает неаполитанец, потом вступает римлянин — и у тебя к концу дня взрывается мозг.
Климатические особенности
Все знают, что я из России, и, конечно, с этим связаны шутки. «А, тебе же не холодно», — говорили мне во время зимних съемок в горном регионе Абруццо, где бывает снег. Но мы-то знаем, что россиянин — не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Итальянцы на съемках зимой могут быть налегке. В России все меняют на машине резину, здесь на колеса надевают цепи. Я про эти цепи слышал чуть ли не каждый день на протяжении месяца подготовки к съемкам. В итоге мы приехали, а снега не было, но зато как готовились!
Летом — другая история. Мы снимали в Риме при температуре +44 градуса в июле и августе, на открытых локациях, с утра до вечера. Это тяжелая физическая работа: таскать, двигать, переставлять — и все под палящим солнцем. После этого никакая жара меня не пугает.
Почти все снимается на натуре. Павильон — скорее исключение, чаще используется для многосерийных форматов. Логика простая: реальную квартиру снять дешевле, чем строить декорации. И климат этому способствует — снимать можно круглый год.
Подготовка к съемкам и экология
К моему удивлению, итальянские съемки нередко страдают от нехватки предварительной подготовки. Случается, что второй режиссер и оператор впервые видят локацию в день мотора. В России, по моим наблюдениям, на проектах с сопоставимым бюджетом и масштабом уделяют больше внимания подготовке — раскадровкам, логистике, детальной проработке локаций.
Green management — еще одна составляющая современного итальянского продакшена, особенно если проект заказывается крупной платформой. В бюджете предусмотрены сортировка отходов, аренда гибридных машин, переработка. Но на практике я не раз видел, как мусор без маркировки сваливался в один фургон, а «грин-менеджер» к вечеру уже отсутствовал. Часто это формальность, сделанная для галочки. В то время как в России у многих выработалась привычка не мусорить — не как повестка, а как культурная норма.
Фильмы-события в Италии
Один из громких проектов последних лет — сериал «М. Сын века», экранизация романа о Муссолини. Его продюсировала Wildside вместе с Fremantle, а снимал британский режиссер Джо Райт («Гордость и предубеждение», «Анна Каренина», «Черное зеркало»). Это пример классного международного симбиоза: локальный каст, продюсеры-итальянцы, но проект направлен на аудиторию по всему миру.
«М. Сын века» (сериал, 2024)
«М. Сын века» (сериал, 2024)
«М. Сын века» (сериал, 2024)
«М. Сын века» (сериал, 2024)
«М. Сын века» (сериал, 2024)
«М. Сын века» (сериал, 2024)
Другой заметный проект — «Всегда есть завтра» Паолы Кортеллези, он собрал больше 30 млн евро только в итальянском прокате. Видимо, задел за живое: это фильм, который говорит о том, что волнует здесь и сейчас. Мне кажется, итальянскому кино не хватает именно отхода от стереотипов вроде «дольче вита», моря, пасты, пиццы и возвращения к внутренним тревогам и проблемам страны. Сейчас основной фокус либо на туристическую открытку, либо на комедию. А пространство для рефлексии есть, просто к нему тяжело пробиться, особенно дебютантам.
«Всегда есть завтра» (2023)
«Всегда есть завтра» (2023)
«Всегда есть завтра» (2023)
«Всегда есть завтра» (2023)
«Всегда есть завтра» (2023)
«Всегда есть завтра» (2023)
Жанры, которые любят продюсировать
Самым безопасным жанром для продюсирования по-прежнему остается «итальянская комедия» — наивная, бытовая, с узнаваемыми характерами. Есть еще специфический поджанр cinepanettone — рождественская комедия, обязательная в кинотеатрах под Новый годРазыскивается Санта!», «Рождество в подарок», «Школа волшебства» с Моникой Беллуччи). Название происходит от слов cinema и panettone — рождественский кекс, которым, кажется, публика уже наелась. Хотя, как показала судьба российских «Елок», продюсеры в таких случаях все равно продолжают снимать — потому что есть гарантированный зритель.
«Школа волшебства» (2022)
«Школа волшебства» (2022)
«Школа волшебства» (2022)
«Школа волшебства» (2022)
«Школа волшебства» (2022)
«Школа волшебства» (2022)
Периодически в Италии пытаются словить нерв молодежной аудитории. Пример — сериал «Море свободы», подростковая драма, ставшая локальным феноменом. Хотя лично мне она не близка, продюсеры видят в ней модель, которую можно масштабировать.
Что явно недопредставлено — это хоррор. Притом что у Италии мощная традиция в этом жанре (вспомним того же Дарио Ардженто), сегодня фильмы ужасов снимают мало. Аудитория предпочитает смотреть американские. Однако это один из самых удобных жанров для молодого режиссера: бюджет низкий, риски невелики, потенциал для экспериментов и международных продаж большой, но проект остается нишевым.
«Джалло» (2008)
«Джалло» (2008)
«Джалло» (2008)
«Джалло» (2008)
Рим и кино
С одной стороны, когда живешь в Риме, видишь кучу его недостатков. С другой, гуляешь по улицам, где снималась классика и продолжает сниматься современное кино, — и как бы забираешь это величие, оно сильно вдохновляет. Я не фанат Феллини, хотя понимаю, почему он важен. Мне ближе неореализм и послевоенное кино. Например, «Рим — открытый город» Роберто Росселлини.
Из недавнего — очень понравился «Рипли» от Netflix. Сильно, атмосферно, киношно. Это сериал, но он воспринимается как большое авторское высказывание, точно ловит дух Италии — не бутафорский, а настоящий. Вот такой подход — уважительный, внимательный — мне особенно близок.
«Рипли» (сериал, 2024)
«Рипли» (сериал, 2024)
«Рипли» (сериал, 2024)
«Рипли» (сериал, 2024)
«Рипли» (сериал, 2024)
«Рипли» (сериал, 2024)
Netflix: магия бренда или пузырь?
У платформы огромная узнаваемость, имя продолжает звучать магически, особенно в индустрии, но есть эффект мыльного пузыря. Сервис остается крайне закрытым в плане аналитики. Мы видим лишь просмотры — но не знаем, сколько людей досмотрели, понравилось ли им, сработало ли продвижение, были ли реальные охваты. И, честно говоря, я не уверен, что итальянский сериал на Netflix по умолчанию успешнее, чем, скажем, проект на Rai. Просто бренд сильнее и реклама громче.
Netflix зашел на рынок со стартаповским духом: мы больше не станем предлагать зрителю по одной серии в неделю, а дадим возможность «бинжвотчинга» — смотрения целого сезона сразу. Без пилотов «гринлайтили» целый сезон, что давало продюсерам и режиссерам простор для творчества.
Остальные платформы потянулись следом. Все запустили свои сервисы, начали заливать рынок контентом, и в какой-то момент золотая эра сериалов сменилась переизбытком. То, что раньше шло в кино и имело внятную рекламную кампанию, теперь теряется в бесконечной ленте. Ты тратишь 40 минут на выбор — а в итоге пересматриваешь «Друзей», потому что сил ни на что больше нет.
Будущее стримингов
Я не строю из себя интеллектуала, я обычный зритель и часто не умею организовывать свое время на просмотр. Одно из больших упущений платформ — отсутствие альтернативной программной сетки, когда можно просто включить поток, составленный редакцией, с сохраненной возможностью свободного выбора контента.
Здесь нет ничего нового, такая модель была у HBO, «НТВ-Плюс». Подобный подход мог бы стать спасением для уставшего зрителя, который хочет отдохнуть, доверившись вкусу профессионалов. Еще это инструмент культурной навигации. Я верю, что со временем платформы придут к такому решению или, по крайней мере, кто-то попробует. Да, потребуются вложения, ведь это не алгоритм, а живые люди. Может показаться, что делается шаг назад, но именно за ним, я думаю, будущее.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.