ЛОНГРИД

Разбор исторического «Оскара»: пять статуэток для «Аноры», главные сюрпризы и разочарования

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

В ночь на 3 марта в Лос-Анджелесе прошла 97-я церемония вручения премий Американской киноакадемии, которая подвела окончательные итоги прошлого года. Традиционно привлекающее много внимания, в этот раз мероприятие было особенно волнительным для зрителей из России, которые болели за Юру Борисова и «Анору». В материале разбираем результаты победителей и главных фильмов* — номинантов на «Оскар-2025».

Впервые на «Оскаре»
Менее праздничная, чем обычно, церемония прошла вскоре после самых разрушительных за последнее десятилетие пожаров, охвативших Голливуд. Из-за них приостановили съемки, перенесли оглашение номинантов, а помимо звезд, на сцену пригласили пожарных. Ведущим стал комик Конан О’Брайен, недавно снявшийся в фильме из конкурса Берлинале «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» и сменивший Джимми Киммела, который проводил предыдущие четыре премии.
Конан О’Брайен на открытии церемонии «Оскар-2025»
(скриншот из видео Conan O'Brien's Oscars 2025 Opening Monologue)
Звездой вечера оказался режиссер Шон Бэйкер, а «Анора» получила пять ключевых наград. Лауреатом в номинации «Лучший международный фильм» впервые стала Бразилия, представившая политическую детективную драму режиссера Уолтера Саллеса «Я все еще здесь». Гинтс Зильбалодис — первый, кто получил «Оскар» в истории Латвии. За лучшую анимацию наградили его «Поток» о путешествии котов, собак и капибары в одной лодке по миру без людей. Также никогда ранее на сцену главной кинопремии мира не выходило такое количество российских актеров.
«Юра Борисов, ты где?»
Ключевая интрига для болеющих из России раскрылась быстро. Одним из первых на сцену театра «Долби» вышел Роберт Дауни — младший, устроил перекличку номинантов на лучшую мужскую роль второго плана и обратился к Юре Борисову. Звезда «Шерлока Холмса» и «Железного человека» год назад сам стал лауреатом в этой категории, сыграв Льюиса Штрауса в получившем семь золотых статуэток «Оппенгеймере».
Юра Борисов стал первым номинированным российским актером в истории премии, но в итоге «Оскар» все же отправился к Кирану Калкину, сыгравшему в роуд-муви «Настоящая боль». На протяжении всего наградного сезона об этих двух ролях было много споров. С одной стороны, у Борисова совсем небольшое появление в картине «Анора». Но именно его персонаж помог показать трансформацию образа героини Майки Мэдисон — американской стриптизерши Эни, которая очаровывается своим клиентом, избалованным сыном российского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн).
«Юра Борисов, ты где? А, вот же он! Разве он не великолепен в “Аноре” в роли добродушного гангстера? Прорывная актерская работа. Добро пожаловать в высшую лигу, брат! У тебя большое будущее, ты находишься там, где должен быть. Я прав? Да».
Роберт Дауни — младший
Актер
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
В оригинале номинация называется Best Supporting Actor, что означает «лучший поддерживающий актер», над этой задачей и работал Борисов. Шон Бэйкер заметил россиянина в «Купе номер 6» Юхо Куосманена, получившего Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 2021 году, после чего пригласил артиста в свой новый проект и написал для него роль.
«Настоящая боль» и Киран Калкин
Работа Кирана Калкина в «Настоящей боли» скорее напоминает главную, а не второстепенную роль, но сценарно она также является поддерживающей. Фильм рассказывает о холокосте и непростых отношениях двух двоюродных братьев, отправившихся из Америки в Польшу выполнять предсмертную просьбу бабушки.
С персонажа Калкина начинается история, он становится основным триггером развивающегося сюжета, и на кадрах с актером картина завершается. Главную роль исполняет режиссер и автор сценария Джесси Айзенберг. Как и в «Аноре», герой Калкина трансформирует персонажа на первом плане.
«Настоящая боль» (2024)
«Настоящая боль» (2024)
«Настоящая боль» (2024)
«Настоящая боль» (2024)
«Настоящая боль» (2024)
«Настоящая боль» (2024)
Это вторая режиссерская работа Айзенберга, более известного в качестве актера («Социальная сеть» и «Иллюзия обмана»). Киран Калкин же не был столь знаменит, как его брат Маколей. Вместе они, будучи детьми, сыграли в культовой рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома». Затем артист был занят в театре и снимался в кино, но слава пришла к нему только после сериала «Наследники».
Свою речь победитель посвятил жене и предложил со сцены завести четвертого ребенка. Юра Борисов также приехал на церемонию с супругой, актрисой Анной Шевчук.
Борьба за главную мужскую роль
Победа Эдриана Броуди явно разочаровала двух других претендентов — Рэйфа Файнса и Тимоти Шаламе. Британский актер не получил статуэтки в начале своей карьеры за номинации в «Списке Шиндлера» и «Английском пациенте» — лентах, ставших классикой. Поэтому роль кардинала, разбирающегося в политических интригах Ватикана, в картине «Конклав» казалась подходящей, чтобы наконец отметить Файнса. Однако актер остался без наград, а сам фильм получил статуэтку за лучший адаптированный сценарий.
«Конклав» (2024)
«Конклав» (2024)
«Конклав» (2024)
«Конклав» (2024)
«Конклав» (2024)
«Конклав» (2024)
Другого кандидата, Тимоти Шаламе, выдвинули за роль в байопике «Боб Дилан: Никому не известный». Он стал самым молодым актером после Джеймса Дина, двукратно номинированным на награду. Чтобы перевоплотиться в легендарного американского артиста, Шаламе поправился на десять килограммов, вживался в роль пять лет и выучил более 40 песен музыканта. Однако фильм не получился прорывным и не убедил киноакадемиков.
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
«Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
Эдриан Броуди — от пианиста к архитектору
Награда Эдриана Броуди тоже была неожиданной. Пользователи соцсетей успели пошутить, что актер получил два «Оскара» за одну и ту же роль. В 2003 году в возрасте 29 лет он выиграл первую статуэтку за игру в «Пианисте», став тогда самым молодым лауреатом в категории. В знаменитом фильме Романа Полански персонаж артиста Владек, польский еврей, занимается искусством до тех пор, пока Варшаву не оккупируют нацисты.
В «Бруталисте», трехчасовом опусе, снятом на пленку, Броуди словно продолжает образ из «Пианиста». Только теперь он Ласло Тот — венгерский архитектор еврейского происхождения, выживший в холокосте. После окончания войны герой эмигрирует в США, где начинает строить новую жизнь на пути к американской мечте. Получая свою вторую награду, победитель произнес самую длинную речь в истории церемонии и пообещал сыграть другие яркие роли в ближайшие 20 лет.
«Бруталист» (2024)
«Бруталист» (2024)
«Бруталист» (2024)
«Бруталист» (2024)
«Бруталист» (2024)
«Бруталист» (2024)
Оператора Лола Кроули, перевернувшего статую Свободы в открывающей сцене ленты, также наградили статуэткой. Он работал и над другими фильмами постановщика — «Детством лидера» и «Вокс люксом». Сам Брэйди Корбе, награжденный венецианским «львом» и «Золотым глобусом» за режиссуру, на премии «Оскар-2025» остался лишь с номинацией.
«Субстанция» и Деми Мур
«Оскар» за лучшую женскую роль прочили звезде «Привидения» и «Солдата Джейн». Голливудская актриса в 62 года триумфально вернулась на экраны в феминистском боди-хорроре «Субстанция» французской постановщицы Корали Фаржа. Героиню Мур, легендарную ведущую спортивного шоу Элизабет Спаркл, начальник отправляет на пенсию прямо в день рождения, собираясь найти замену помоложе. Тогда женщина решается на инъекцию таинственного препарата, которая оборачивается неожиданными телесными трансформациями.
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)
Кинокартина, получившая широкое признание, исследует темы давления стандартов красоты на женщин и их объективацию. Для погружения в роль актриса готовилась эмоционально и физически: в фильме ее героиня Элизабет проходит пять стадий эволюции внешности. У Мур были дублеры и каскадеры, но для некоторых сцен она проводила в кресле гримера по пять-шесть часов. Игра стоила свеч: актриса наконец получила первую значимую награду в карьере — «Золотой глобус» — и произнесла пламенную речь во время церемонии.
«Я занимаюсь в кино более 45 лет, и это первый раз, когда что-то выиграла как актриса. 30 лет назад один продюсер сказал, что моя игра “сгодится под попкорн”. Я поверила в это и несколько лет назад подумала: может, это все. Когда была на дне эмоциональной ямы, на мой стол попал этот смелый, дерзкий, нестандартный, абсолютно безумный сценарий, и так вселенная сказала мне: “Нет, Деми, ты еще не закончила”.

Я оставлю вас с одной мыслью, которую, по-моему, доносит этот фильм в те моменты, когда нам кажется, что мы недостаточно умны, недостаточно красивы, недостаточно стройны, недостаточно успешны или просто недостаточны во всех смыслах. Одна женщина сказала мне: “Прими тот факт, что ты никогда не будешь достаточно хороша, но ты сможешь осознать ценность своей личности, если просто перестанешь мерить себя линейкой”».
Деми Мур
Актриса
После того как статуэтка ушла к юной Майки Мэдисон, в соцсетях отметили, что Деми Мур повторила судьбу своей героини из «Субстанции». Получивший приз за лучший сценарий в Каннах фильм удостоился в Лос-Анджелесе только награды за лучший грим.
Майки Мэдисон — звезда родилась
«Это так сюрреалистично! Я выросла в Лос-Анджелесе, но Голливуд всегда казался мне таким далеким», — сказала, получая «Оскар», 25-летняя многообещающая актриса. Майки Мэдисон — одна из пяти детей в семье психотерапевтов с еврейскими корнями. Шон Бэйкер заметил восходящую звезду в фильме Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде». А увидев «Крик» с ее участием, пригласил Мэдисон на чашку кофе и следом в свой новый проект.
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
Персонаж Аноры раскрывает жизнь секс-работниц и дестигматизирует ее через историю молодой женщины, ищущей свое место в мире. Для роли актриса работала над бруклинским акцентом и изучала русский язык. Она также занималась с хореографом и осваивала пол-дэнс.
Творческий метод Шона Бэйкера и главные «Оскары» для независимого кино
Невероятный успех был уготован американскому режиссеру, уже много лет нежно рассказывающему в своих проектах о «маленьких людях», маргинализированных обществом. За его трагикомедиями скрываются социальные драмы с нотками неореализма. Бэйкер часто применяет документальную манеру съемки, использует айфон, сам монтирует на простом компьютере и работает с непрофессиональными актерами, создавая при этом «тихие» шедевры.
Его ранние фильмы рассказывают истории незамеченных героев Манхэттена: доставщика еды в китайском ресторане («На вынос»), темнокожего бедняка, торгующего контрафактом («Принц Бродвея»). В «Проекте Флорида» — о детях, живущих в мотеле рядом с Диснейлендом, — одну из главных ролей исполнил Уиллем Дефо и был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. «Красная ракета», трагикомедия о бывшем порноактере, пытающемся начать новую жизнь в родном Техасе, была отобрана в конкурс Каннского кинофестиваля в 2021 году.
Однако для широкой публики Шон Бэйкер оставался таким же незаметным, как и герои его фильмов. Все изменилось лишь с победой «Аноры» в Каннах. Картина получилась громкой во всех смыслах. Половину экранного времени герои шумно ругаются, матерятся и даже дерутся, устраивают безбашенные вечеринки и бешеные погони. Однако финал, погружающий в леденящую тишину безнадежности, напоминает, что весь шум был лишь оглушительной прелюдией, предваряющей пустоту.
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
«Анора» (2024)
Картина открыла миру талант Майки Мэдисон, Юры Борисова и Марка Эйдельштейна, Дарьи Екамасовой и Алексея Серебрякова, Карена Карагуляна и Ваче Товмасяна. «Анора» взяла пять самых престижных наград — за режиссуру, сценарий, монтаж, лучшую женскую роль и лучший фильм. Шон Бэйкер четырежды поднимался на сцену за статуэтками, повторив аналогичный рекорд Уолта Диснея, который случился в 1954 году. За заключительным главным призом премии «Оскар-2025» в финале церемонии на сцену вышла вся съемочная группа.
Команда «Аноры» на сцене «Оскара-2025»
(скриншот из видео Conan O'Brien's Oscars 2025 Opening Monologue)
«Анора» — еще и самый низкобюджетный проект в главной номинации, его сняли всего за 6 млн долларов. Для сравнения: бюджет «Бруталиста» — 9,6 млн долларов, «Субстанции» — 17,5 млн, «Дюна: Часть вторая» — 190 млн. Режиссерский «Оскар» Бэйкеру символично вручил Квентин Тарантино, культовый автор независимых американских картин. Сам победитель напомнил со сцены, что театральный прокат под угрозой и, чтобы его спасти, нужно ходить в кино. Кроме того, с 2025 года у премии появилось новое правило: теперь, чтобы получить награду, фильмы должны идти в залах не меньше недели.
«Ребята, я не займу много времени, но прочитаю кое-что важное для меня. Итак, мы все здесь, потому что очень любим фильмы. Где мы в них влюбились? В кинотеатре. В наше время, когда мир кажется таким разделенным, ходить в кино важно как никогда. Это тот опыт единения, который вы не можете получить дома. Сейчас залы под угрозой, они борются за выживание, и наша задача — поддержать их.

Это мой боевой клич: режиссеры, продолжайте снимать картины для больших экранов. Родители, знакомьте ваших детей с фильмами в кинотеатрах — и вы сформируете новое поколение синефилов и режиссеров. Моя мама открыла для меня этот мир, когда мне было пять лет, а сегодня ее день рождения. С днем рождения, мама, спасибо за все, эта награда — для тебя».
Шон Бэйкер
Режиссер
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.