Какой путь ты проделал, чтобы стать художником-постановщиком такого масштабного проекта?
Я с детства рисовал и участвовал в конкурсах. В итоге поступил на экономфак Университета культуры и искусств, где была интересная специализация «Управление проектами в шоу-бизнесе». За время учебы мне удалось поработать помощником режиссера на фестивале «Спасская башня». Был также опыт в музыкальном продакшене. Я попробовал все, кроме кино, и мне жутко хотелось посмотреть хоть одним глазком, что там происходит. Так я попал в массовку одного телевизионного сериала, да еще и на ночные смены. Как ни странно, мне безумно понравилось.
Первую вакансию нашел через маму моей девушки. Та работала в мебельном магазине, среди клиентов которого был один известный режиссер-документалист. Он меня взял стажером в свой проект, где мне поручили обязанности реквизитора. Отсюда покатилась моя профессия.
Первым проектом в качестве художника-постановщика стал пилот сериала «Остров», который мы снимали в Доминикане. Сегодня я уже больше 11 лет работаю именно в этой профессии.
Как проходила работа вашего цеха и как он правильно называется — художественный?
Наш цех часто называется модным словом «департамент», художественный департамент. В него входит реквизиторская команда, а костюмы и грим работают отдельно, но мы тесно сотрудничаем.
Любой проект начинается с того, что примерно месяц вы проводите с режиссером, обсуждая визуальный стиль и общее направление. Затем переходите к созданию эскизов и концептов.
Была задействована еще и огромная команда по компьютерной графике. Такие элементы, как ключ или зеркало, перерисовывались, пока режиссер не сказал: «Вот то, что мне нужно». Это препродакшен. Затем следует продакшен, или производство. У художественного департамента он всегда стартует раньше съемок, примерно за месяц до «мотора», когда начинается активное изготовление объектов.
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
В одной из серий легендарный московский рынок «Горбушка» предстает местом, где можно найти даже магические предметы. Встречный вопрос к тебе: в каких волшебных местах находят реквизит художники-постановщики?
Идеально, когда все делается с нуля, ведь в мире фэнтези или сай-фая важно, чтобы зритель верил в происходящее. Ключевые предметы нужно продумывать до мелочей. Многое из интересного реквизита было сначала нарисовано, а потом изготовлено.
Кроме того, наш художник по реквизиту Михаил Алексеев отправился в Кострому и привез три фуры предметов крестьянского быта, которые можно увидеть в сценах Белогорья. В итоге у нас образовался целый музей древнерусской утвари.
Очень любопытно узнать подробнее об этой добыче: было ли что-то особенно удивительное?
Да там все удивительное: стеклянные бутылки, глиняные горшки, расписные предметы. Одним из интереснейших видов искусства на Руси была роспись прялок. Девушки тщательно декорировали свои рабочие инструменты.
Еще один важный предмет русского промысла — сундуки. Поскольку они были символом собственности, их расписывали неимоверными способами. Михаил привез около 20 таких сундуков с ковкой XVIII–XIX веков и остатками росписи. Все эти предметы можно увидеть в сериале.
Что происходит с таким реквизитом после съемок, оставили ли вы себе что-то на память?
Проект был таким масштабным, а продакшены Yellow, Black and White и START — настолько крупные и организованные компании, что весь реквизит проходил строгую инвентаризацию. Поэтому забрать что-то на память не представлялось возможным. У меня, честно говоря, кроме осколочка тарелки, ничего не осталось. Но и думать об этом времени тоже не было.
Как транспортируется реквизит в отдаленные локации?
Все, что было нужно для съемок на Кавказе, перевозилось грузовыми машинами. Это очень масштабное дело: ничего не забыть, упаковать и доставить в целости. Мы переживали по этому поводу, но, к удивлению, на Эльбрус все доехало вовремя, как по нотам.
У меня была целая бригада, отвечавшая за транспортировку избушки. Ребята творили что-то невообразимое — не спали сутками, перетаскивали ее из одной локации в другую по сложным горным дорогам.
Были ли курьезы с транспортировкой? Я слышала историю про козла…
Да, на Эльбрусе мы не могли найти горного козла. Два-три месяца заняла эта история. В итоге его привезли, и вот мы стоим на крутом подъеме, куда машина не доедет, и пытаемся всей командой затащить козла на вершину, потому что он уперся рогами.
Представь: пять утра, восходит солнце, ты тащишь козла на 2000 метров, где и так дышать тяжело. В такие моменты думаешь: «Какая необычная у меня работа, платят деньги, чтобы тащить козла!» Но это была наша огромная победа. Козла, кстати, не зажарили — он вернулся к себе домой, а в кадре еще и отыграл отлично. Даже умудрился повернуться в нужный момент, хотя совершенно не поддавался дрессировке.
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
Я заметила, что многие объекты, которые выглядят почти как произведения искусства, на самом деле сделаны из пенопласта. Почему этот материал так популярен в киноиндустрии, в чем его уникальность?
Он легкий, позволяет быстро монтировать декорации и в то же время не требует больших затрат. Однажды мы два дня не спали, чтобы установить натуральные камни на поляне Соловья. Казалось бы, небольшой камень, но весил он 500 килограммов и для его установки в труднодоступном месте пришлось заказывать кран. После таких усилий приходит понимание, что с пенопластом все было бы проще и быстрее.
Я часто смотрю behind the scenes голливудских проектов (Behind the scenes, или BTS, — документальные фильмы, показывающие процесс производства кино. — Прим. ред.), и, поверь, там все точно так же. Единственная разница в том, что у них на подготовку может уходить год и бюджеты другие.
Раз уж ты упомянул Соловья, расскажи про те самые свистки. Очень интересно узнать подробности о процессе создания этого аксессуара.
Мой талантливый ассистент Яша Кундин полтора месяца рисовал руку персонажа. Если посмотреть на промежуточные версии, то можно увидеть, как сильно изменился финальный эскиз. Сложность заключалась в том, что это вроде бы рука, но ногти выполнены в виде свистков и для каждого пальца нужно было придумать уникальную форму.
Эскизы для сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Яша нарисовал штук 20–30 вариантов. Мы долго разрабатывали символику, чтобы она сочеталась со славянским фэнтези и при этом выглядела органично. Когда все было утверждено, мастерская пластического грима Петра Горшенина создала ее из силикона, но там множество нюансов, которые являются профессиональной тайной мастера.
Какая твоя любимая декорация в проекте?
Дом Муромцев. На мой взгляд, это потрясающе удачная декорация, там получилась шикарная печь и обеденный зал. Была также сложная система потолков, которые мы специально занизили. Надеюсь, у зрителей создается впечатление, что это настоящий терем — чудо чудное, диво дивное!
Это комбинированные технологии: основные потолки из пенопласта, а дерево настоящее. Мы нашли способ сделать легкие, но реалистичные бревна, чтобы не перегружать конструкцию, и создали целую трансформирующуюся структуру, которая затем превращалась в тронный зал. Для кино это большая победа: нам удалось сэкономить много ресурсов, при этом декорации выглядят в несколько раз дороже, чем есть на самом деле.
Как это удивительно работает: ты создаешь объекты из искусственных материалов, а камера добавляет этим вещам некий глянец. Получается, кино нужна бутафория?
Конечно, это чистая киношная хитрость. Даже когда дело касается таких масштабных вещей, как наш волшебный венец, — там все сделано из пенопласта, ни единого натурального материала. Невозможно снимать фэнтези-пещеру в реальной, хотя я бы очень хотел.
Пенопласт также нужно обработать, чтобы создать правдоподобную фактуру и текстуру, а это затратно. Есть и другой минус: при экшен-сценах, ударах, беге — он сыпется, на стоп-кадрах порой видны белые точки, их потом подкрашивают. Я недавно смотрел «Кинг Конга» Питера Джексона — там все декорации залиты толстым слоем полимера. У нас так еще никто не делал, потому что это и дорого, и долго.
Как это уживается в эстетике кино: с одной стороны — пенопласт, а с другой — поездка на Эльбрус ради уникальной картинки?
Технологии не стоят на месте, а зрителю нужны все более яркие ощущения. Эти впечатления создает в первую очередь хороший сценарий, во вторую — актеры, а дальше уже идет работа режиссера, оператора и художника. Сейчас мы видим, что комбинация разных подходов дает наилучший результат.
Когда графика недоступна, мы снимаем в натурных локациях: Россия ведь богата своими видами. Такое, как на Эльбрусе, даже будучи заядлым путешественником, я мало где встречал. Да, можно создать подобное за счет технологий, но не с той атмосферой и аутентичностью, которую сразу считает зритель. Так что самый сильный эффект дает сочетание графики, натурных съемок и декораций.
Раз ты заговорил о поездках, скажи, насколько художнику-постановщику важно путешествовать?
О, еще как важно! Как только заканчивается или срывается проект, сразу беру билеты и отправляюсь куда-нибудь. Объездив пол-Японии, я тут же стал рисовать эскизы, вдохновленные эстетикой аниме. Путешествия влияют на художника-постановщика колоссально: они придают взгляду уникальность. Важно ездить и видеть это все своими глазами.
Недаром классики отправлялись в Рим: там не просто лучшая школа, но и город, сочетающий древнюю, средневековую и современную архитектуру. Когда находишься на месте, твои чувства, включая обоняние и осязание, усиливают впечатление. Особенно если еще и сразу же зарисовывать — это идеальный способ глубже все воспринять.
Какие качества нужны художнику-постановщику, помимо образования и художественной подготовки?
Главное — это умение отодвигать собственные амбиции и помогать режиссеру воплотить в реальность то, что у него в голове. Еще важна насмотренность. Поэтому начинающим художникам-постановщикам я советую изучать работы выдающихся мастеров — то, к чему режиссеры будут обращаться. Полезно брать скриншоты и пробовать их перерисовывать. Но это не приведет к успеху моментально, потому что дальше наступает производственный этап.
Чтобы быть эффективным художником-постановщиком, надо пройти через разные проекты и решить множество задач. Какой бы сильной ни была твоя творческая база и какое бы хорошее видение ты ни имел, придется сталкиваться с тем, что создание качественных декораций может стоить не меньше, чем весь фильм.
Финальный вопрос. Какие твои любимые фильмы с точки зрения декораций?
Тут все просто. Мой самый любимый фильм — первый «Чужой» 1979 года. Это что-то совершенно уникальное, и вряд ли что-то подобное повторится. Картина получила «Оскар» за визуальные эффекты и номинацию за художественное оформление. За них отвечали два художника: один создавал инопланетный мир, а другой — интерьер космического корабля. Я был в мастерской первого, Ханса Гигера, в Швейцарии. Это нечто: у него уникальный подход и невероятное воображение. «Чужой» до сих пор остается основой для всей научной фантастики, в 1979 году они придумали что-то действительно неподвластное времени.